Лонгрид о проблеме ЕГЭ в современной российской системе образования и о том, как любой школьник, обладая нужной информацией, может найти альтернативные пути поступления и к тому же получить незабываемый позитивный жизненный опыт.
Как прошёл ваш одиннадцатый класс? Встречи с друзьями детства, насыщенная подростковая жизнь и проводы школьной поры на выпускном со своими одноклассниками? Конечно, всё это имело место быть, но жирное пятно на большинстве Ваших воспоминаний того периода жизни наверняка оставило постоянное ощущения стресса, тревожности и страха за своё будущее. Как бредово и отчаянно это звучит: ты можешь усердно учиться все одиннадцать лет школы, но то, сможешь ли ты последовать за своими планами и целями в профессиональном плане, определяет лишь один самый последний экзамен - всё остальное является малозначимым. А что, если существует другой способ успешно поступить в интересующий Вас университет и обойти стороной эту жестокую лотерейную систему одного шанса?..
Пугающая статистика. Почему ЕГЭ стало массовой проблемой?
По данным опроса среди 16 400 родителей выпускников российских школ 2019 года проект «Дети Mail.ru» пришёл к неутешительным выводам. 73% родителей считают, что их дети испытывают нервное напряжение и сильный стресс в период сдачи экзаменов. Более того, каждый пятый ученик начал принимать специальные препараты для поддержания своего психического здоровья.
Кажется, одной из главных ценностей в нашей стране является забота о подрастающем поколении, но те рамки, в которые выпускники школ загнаны системой российского образования, явно не рассчитаны на сохранность их нервной системы.
Согласно статистике, приводимой Единой межведомственной информационной системы, 20% детских самоубийств в России приходится на май – время сдачи Государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).
Такие цифры пугают и безусловно заставляют школьников, которым ещё только предстоит вникнуть в процесс поступления в ВУЗы, задуматься, каким образом можно перейти к ступени высшего образования и избежать травмирующего опыта сдачи ЕГЭ, когда модель мышления перестраивается в губительную позицию «всё или ничего».
Возможность есть у каждого
Какой же альтернативный путь поступления существует для каждого заинтересованного в учебе школьника? Олимпиады. И нет, сейчас речь пойдет не о «Русском медвежонке». Во всех школах России начиная с пятого класса проводятся предметные олимпиады. Думаю, за время обучения большинство хоть раз получало предложение от преподавателей поучаствовать в подобном мероприятии. Однако чаще всего учеников мотивируют лишь словами о благодарности школы, пропуске занятий и лишней пятерке в журнал по тому или иному предмету.
Камень преткновения заключается именно в том, что информирование школьников о реальных возможностях и привилегиях, которые открываются перед активными участниками олимпиадного движения, не является приоритетной задачей образовательной системы. Подозреваю, что такая задача не стоит вовсе. А ведь именно благодаря победам и призерствам во ВсОШ и перечневых олимпиадах (они организуются конкретными ВУЗами, а не государственной программой) можно получить место в престижных университетах на бюджетной основе. К слову, о существовании последних в стенах обычных общеобразовательных школ вообще нет какого-либо упоминания.
«Россия - страна возможностей» - фраза уже приевшаяся и для многих весьма комичная. Однако, стоит отдать должное, в последнее время появляется всё больше государственных программ для развития инициативной молодежи, в том числе и для школьников. Некоторые из них оказываются действительно неплохи в своей реализации и позитивно влияют на подрастающее поколение. Конечно, всё это при условии должного информирования целевой аудитории, преимущественно школьников, об этих самых программах.
Практически в каждом регионе России существуют центры дополнительного образования для одаренных детей. Большинство из таких учреждений так или иначе относятся к всероссийскому олимпиадному движению школьников и связаны с образовательным центром «Сириус» в Сочи. Концепция их заключается в выявлении детей с выдающимися способностями к определенным учебным дисциплинам и помощи в развитии их навыков и умений, поддержки творческой и исследовательской деятельности. Обучение происходит в форме сезонных образовательных сессий (весенних, летних, осенних и зимних) по всевозможным предметным направлениям. Чаще всего одна сессия длится шесть дней, во время которых обучающиеся проживают на территории центра, каждый день ходят на лекции приглашённых преподавателей из ведущих университетов страны и не только, ведут активную внеучебную жизнь. В конце каждой сессии ребят ждут итоговые проекты и другие задания - это что-то вроде экзаменационной работы, показывающей результат пройденного курса.
Примкнуть к рядам этой юной «интеллектуальной элиты» вполне посильная задача. Обычно достаточно просто прислать мотивационное письмо, рекомендацию от школьного учителя и грамоту о призерстве или победе в региональном этапе ВсОШ по конкретному предмету. Бывает и так, что центры сами приглашают учеников, но это скорее исключения. Причём, внушительная часть образовательных программ таких учреждений как раз нацелена на подготовку к написанию школьных и университетских олимпиад и помощь в дальнейшем поступлении именно описанным мной ранее «альтернативным» путём.
Кто владеет информацией, всегда сможет обойти систему
ЕГЭ как система, резюмирующая успешность одиннадцатилетнего обучения, себя изжила и требует если не полного пересмотра, то хотя бы значительных изменений. К сожалению, простой школьник не в силах выступить катализатором этих процессов, зато каждый может избрать путь в обход системы лично для себя. Чтобы получить необходимое для поступления призовое место на олимпиаде, запредельных знаний совсем не нужно. Любой, приложив достаточно усилий и практикуя свои навыки из года в год, способен добиться желаемого. Поэтому, я считаю, что первым шагом школьника, озабоченного своим будущим, ещё на этапе получения основного общего образования должны быть поиск всевозможной информации по теме и рассмотрение всех имеющихся опций.