Найти тему
МИР (Море История Россия)

"Испанцы" на Черном море. "Львов"

Пассажирский лайнер "Ciudad de Tarragona" был построен в 1928 г. (Валенсия, Испания).После прибытия в июле 1938 г. в Одессу с испанскими детьми, лайнер поставили в ремонт с намерением перевести его на Дальний Восток, как «ТРАНСПОРТ №3".

Но из-за сложной международной обстановки рейс был отменен, и 30 октября 1939 г. теплоход также был поставлен на Крымско-Кавказскую линию. В свой последний гражданский рейс "Львов" вышел из Одессы 20 июня 1941 г. под командованием капитана И. Лукьяненко. В Керчи рейс прервался в связи с началом войны и теплоход поставили на переоборудование в плавбазу подводных лодок. В июле 1941 г. "Львов" перешел в Балаклаву и обеспечивал базирование подводных лодок типа "М" XII серии 7-го дивизиона ПЛ.

Теплоход окрасили в шаровый цвет и вооружили, установив в корме одно 76,2 мм орудие, в носу — два 45 мм орудия и на мостике — пулемет ДШК. В конце октября немецкие войска подошли к Севастополю и 3 ноября на Кавказ ушли подводные лодки из Балаклавы, а на следующий день "Львов" погрузил на борт демонтированное оборудование береговой базы и перешел в Очамчире, где корпус плавбазы закамуфлировали.

-2
-3

17.12.1941 г. был переформирован в санитарный транспорт. На судно пришел и новый командир — старший лейтенант Ушаков Валерий Николаевич, Дополнительно на транспорте были установлены два 45-мм и два 20-мм зенитных орудия, четыре 7,62-мм зенитных пулемета. Медицинский персонал: 5 врачей, 12 медсестер, 15 санитаров. Главные врачи - военврач 2 ранга Лещинский С.И . майор медицинской службы Полиновский Я.С.

За годы войны было выполнило 35 эвакорейсов: в 1941 г.- 3, в 1942 г. - 24, в 1943 г. - 8. Основные эвакорейсы из Севастополя - 12 (2582 чел.), с Керченского полуострова - 10 (3844 чел ), между портами Кавказского побережья - 13 (6005 чел.). Общее количество эвакуированных - 12431 чел., из них - 6070 (48,8%) лежачих, максимальное количество за рейс - 616 чел., среднее - 355 человек.

Несмотря на статус санитарного судна корабль осуществлял и военные перевозки (что не совсем стыкуется со статусом госпитального судна. но к тому времени никто уже давно не смотрел ни на какие конвенции, тем более, что транспорт был вооружен).

За один декабрьский рейс 1941 года "Львов" доставил осажденному Севастополю 16 вагонов продовольствия, а 4 января 1942 г. перебросил в главную базу части 386-й стрелковой дивизии. Уклонившись от атаки двух немецких торпедоносцев, "Львов" доставил в Севастополь 11 марта 1942 г. 362 солдата, 20 авиамоторов, 150 авиационных мин, 10 т минометных мин, 190 т боеприпасов и 60 т продовольствия. На обратном пути теплоход вновь эвакуирует раненых.

Доставив в Керчь 18 апреля 1942 г. пополнение и груз продовольствия, "Львов" ушел в море незадолго до того, как на место его стоянки обрушили свой груз тридцать немецких "юнкерсов".

Выучка команды вновь спасли судно от гибели при налете германской авиации на Сухуми 15 августа 1942 г.

Пожар от разрыва авиабомбы на верхней палубе ликвидировали за несколько минут и "Львов" своим ходом ушел на ремонт в Поти. 24 и 25 сентября "Львов" вновь был атакован авиацией у Пицунды и Хосты. От сброшенных на судно авиабомб возник пожар и через осколочные пробоины в корпусе стала поступать вода. Командир вынужден был посадить судно на мель, а на следующий день спасатель " Меркурий" снял транспорт с мели и отбуксировал на ремонт в Поти и позже — в Батуми. Ремонт был закончен к 27 января 1943 г.

18 февраля 1943 года "Львов" вновь подвергся ударам авиации, потом в течение двух часов успешно уклонялся от последовательных атак пяти германских торпедных катеров, выпустивших десять торпед по тихоходному транспорту.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1943 года за проявленную отвагу в боях против фашистских захватчиков, за доблесть и мужество экипажа санитарный транспорт "Львов" единственным из мобилизованных судов Народного комиссариата Морского Флота был награжден орденом Красного Знамени.

В 1946 г. судно было возвращено Черноморскому пароходству и находилось в эксплуатации до октября 1964 г. Затем было поставлен на стоянку в Одессе, затем в было переведено в Херсон, до 80-х годов ХХ века использовалось в качестве плавбазы яхт-клуба.