Найти тему
Об аутизме изнутри

Первая четверть, продолжим

Доброй Вам ночи, уважаемые читатели)

Я продолжу рассказ о школьнике Захаре согласно хронологии учебной жизни.

В сентябре через две недели привыкания ребят-одноклассников друг к другу и продолжения решения вопроса о щипании Захара мальчиком Тихоном я столкнулась с тем, что, во-первых, сын стал пытаться надавить на меня словами "Я в школу завтра не пойду, там Тихон щипается", "Не пойду в школу, пойду в садик", "Ну почему нужно ходить в школу? Почему надо учиться и быть умным? Я хочу быть глупым".

Поначалу (а начало длилось не один день) мы обсуждали эти вопросы, вместе с Захаром, особенно при укладывании спать или при пробуждении утром, мы приходили к единственно верному варианту ответа: да, в школу ходить надо, потому что ты уже не маленький, в садик тебя не возьмут, а я дома не смогу научить всему. А на Тихона не реагируй совсем, пусть носится один, мы умнее будем. Что-то такое выходило у нас в итоге.

Потом сын стал бесчисленное количество раз задавать вопрос о необходимости обучения в школе и пугать меня своим "я в школу не пойду" уж слишком часто. И тут, конечно, непедагогичное дело, но мне пришлось разложить Захару по полочкам, что будет, если мы не станем ходить в школу. Либо мы начнем учиться дома - в О-ДИ-НО-ЧЕС-ТВЕ!!! Либо, что еще не лучше, органы опеки Захара у меня заберут. Мне стало немного легче, когда в школе от мамы одноклассника я услышала, что она такой путь тоже своему мальчишке излагает, когда тот перебарщивает с поведением. Но ведь подобное развитие жизни, согласитесь, может и случиться.

Хотя по факту, сыну в школе нравится, он хочет учиться именно в школе, хотя и нудит по утрам, что "ужеее устаааал", а когда дефектолог в прошлый четверг не разрешила Захару пособирать пазл из 100 деталей после индивидуального занятия, резонно мотивируя свой отказ нехваткой времени, сын вновь заявил, что и в следующий четверг не придет к ней на занятие, и вообще в школу в четверг не пойдет, но увидев, что я поворачиваю в сторону кабинета, дабы учителю заявление о переходе на обучение дома написать, Захарка вякнул "Неееет", ну и ничего, осекся. Но пазл в сто деталей по сей день вспоминает. Дефектолог предложила на следующее занятие ему пазлы из 15-20 кусков принести, и сына понесло еще пуще. Альтернативу во время начинающейся истерики Захарке категорически нельзя предлагать. Лучше потом, когда ситуация разобрана, разжевана, может быть, даже не в тот же день - тогда и закатит. А так что-то взамен работает как масло, в огонь влитое. Но педагоги, видимо, успокоения и переключения ради пытаются погасить истерику как умеют.

Таких ситуаций и вне школьных стен хватает, только я еще лишний раз и реакции не дам на ту или иную вспышку, а в школе пытаются по-доброму утешить, что далеко не всегда приводит к успокоению Захара.

На третьей неделе сентября у первоклашек было уже по 4 урока ежедневно и 5 уроков в среду. Плюс к этому начались индивидуальные занятия, у нас получается 4 дня по 5 уроков и в пятницу - 4. Нам на самом деле повезло с расписанием, у некоторых ребят по 2 индивидуальных занятия в один день, а перед ними еще подождать в школе приходится. Тяжело так, но что поделаешь. У Захара пока ровненько: по прошествии основных четырех уроков сын обедает тем, что из дома принес, и мальчика забирает из столовой либо логопед, либо психолог. А полчаса между обедом и занятием с дефектологом мы с Захаром либо гуляем, если сын на обеде не задержался, либо пытаемся нешумно скоротать минут 20 оставшиеся в холле.

Безусловно, у логопеда Захару несложно, так скажу: здесь и занятие один на один, и пока задания сплошь для Захара несложные, знакомые, по крайней мере. Делит на слоги сын практически всегда с лету и правильно, звуко-буквенный анализ, как правило, тоже у Захара без ошибок. Он может зависнуть и мягкий согласный синим нарисовать в схеме, но это скорее исключение из общего потока упражнений.

У психолога в общем и целом Захару тоже пока удается сделать все быстро и верно. Сложнее с заданиями дефектолога - это то, где логику включить надо, где подумать бы, соотнести, кругозор и все такое. Пока сыну не всегда удается выполнить все правильно. Нарекания были и с повтором рисунка по клеточкам, и с ответами на вопросы к прочитанному специалистом тексту, и про забыл, как маму зовут. Потом долго вспоминали и заучивали с Захаром дома. Про эти пробелы в Захаркином мозгу, что ли, я знаю - занимаясь дома, мы работаем над такими заданиями, повторяем, но пока все далеко от идеала.

Да и это, в общем-то, наверное, не самое сложное и страшное. Подрастет, наработаем ведь, выровняется, должен.

Учебное поведение в классе, следование инструкции учителя и способность спокойно и "красиво" с на парту положенными руками сидеть - это то, что у нас с сентября и до сих пор прихрамывает на все конечности. Учитель и тьютор, я так понимаю, видавшие виды, что называется, относятся к такому поведению Захара как к чему-то имеющему место быть, но довольно обыденному, не выходящему за рамки. Ассистент, девушка вот вроде бы и понимающая, и по-доброму относящаяся к детям, но (мне так показалось, по крайней мере) не имеющая большого опыта соприкосновения именно с такими как Захар ребятами, печально покачивает головой и вздыхает. Я как с ней после уроков пообщаюсь, так хоть садись и реви. Здесь же получаю резюме проходящей мимо тьютора, так вроде и ничего, жить можно.

Ассистент еще, знаете, очень удивляется, "как Захар, вот так бегая и отвлекаясь, с таким своим поведением, ТАК много знает! Как он усваивает информацию?"

Со слов учителя и тьютора, картина "Захар на уроке" выглядит примерно следующим образом. Если Захар пришел в школу с запасом времени до урока и успел сесть за машинки (а в шкафчиках в классе есть и машинки, и книжки детские, и пазлы, и конструктор), в такой ситуации по звонку мой сын не сядет за парту, начинаются уговоры. За партой опять-таки Захар долго сидеть и слушать учителя не умеет, встает, ходит по классу. Скажешь сесть, сядет, но ненадолго. Любит на матах полежать с игрушкой - вдоль стены в классе лежат два или три небольших спортивных мата, точно не скажу, с целью разгрузки они там положены или нет, но сын использует их именно по такому назначению. Полежал, поиграл, сел за парту, все, что надо, сделал. С переключением, с переходом от одной деятельности к другой сложно.

Слушать учителя, следить за ее объяснениями и инструкциями очень сложно Захару. Учитель рассказывала, как однажды на доске показывала классу, как пишется буква, уж не помню, какая. Оборачивается, а у Захара уже в прописи полстраницы написано. Такая вот торопыга. И смешно вроде, а вот не очень по сути. Неумение слушать объяснения педагога, неумение на доску смотреть, спешка при выполнении того или иного, пусть на первый взгляд и знакомого задания, в дальнейшем может привести к куче ошибок и к оценке, которую Захар совсем не ожидал.

Есть за сыном такой финт - не читая задания, видя вроде бы понятные и знакомые примеры, начинает выполнять и записывать или раскрашивать, а в итоге делает вовсе не то, что по заданию надо. Вместо написания разницы между предметами сидит дорисовывает, вместо вычеркнуть что-то лишнее или дорисовать недостающее начинает считать имеющиеся предметы и писать сумму. Это не единичные случаи. Пока боремся, пока в процессе.

Видимо, попросили улыбнуться)
Видимо, попросили улыбнуться)

Еще момент - одной из сильных сторон Захара как обладателя непростого диагноза является то, что с ним можно договориться. Таким способом его усаживают заниматься, отговаривают подобно бешеному сайгаку бегать на переменке по коридору, сын в основном прислушивается. Но ближе к окончанию первой четверти, опять же по словам учителя, с Захаром стало невозможно договориться, им все воспринималось в штыки и с негативом. Многочисленные и частые наши разговоры с Захаром на тему поведения в школе, подкрепление хорошего поведения плоды давать не спешили. Ближе к первым школьным каникулам Захар даже у индивидуальных педагогов своих умудрялся отказываться работать.

И по итогам первых двух месяцев учебы, где мы успели по болезни недели полторы дистанционно поучиться, я была приглашена на психолого-педагогический консилиум в школу в первый день каникул. Честно, когда шла туда, думала, все - выгоняют. Все оказалось не так мрачно, но не без перемен в школьном расписании сына, о которых завтра чиркну.

Спокойного времени, которого чтобы на все хватало)