Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Судьбы "Ленинцев. "Несчастливая" серия.

Прошлую статью мы закончили словами "Но были еще "ленинцы" более поздней, XIII-бис серии. Были..."

По состоянию на 1944 год не оставалось в строю ни одной лодки этой серии (то ли номер серии несчастливым оказался, то ли... ладно не будем гадать).

В 1938 г. для ЧФ было заложено шесть подводных минных заградителей, проект которых получил название XIII-бис серии (чистые XIII были тихоокеанцами). В общем-то это была та же II серия, но на них устанавливали дизели марки 1Д, применили резиновую амортизацию при установке значительной части механизмов, количество мин в каждой минной трубе вновь довели до 10.

Дизели марки 1Д это четырехтактные, восьмицилиндровые, наддувные (с турбокомпрессором) дизеля Коломенского завода, мощностью 2000 л. с. при 470 об/мин. Новые дизели дали возможность получить наибольшую надводную скорость 18 уз.

Л-23 и Л-24
Л-23 и Л-24

Подводная лодка "Л-23" была заложена 17.10.1938 г., спущена на воду 29.04.1940 г. Вступила в строй 31.10.1941 г. и вошла в состав Черноморского флота. К началу Великой Отечественной войны подлодка находилась у заводской стенки на испытаниях, и ее техническая готовность на 01.07.1941 г. составляла 86,9%. Подлодка своим ходом ушла в Севастополь 10 июля 1941 года. На ней успели установить пушки, погрузить боезапас. Орудия на них сразу ставились Б-24ПЛ

Л-23
Л-23

Подводная лодка "Л-23" семь раз прорывалась в осажденный Севастополь. В последнем рейсе в июне 1942 г. на Л-23 из Севастополя эвакуировались руководящие работники горкома партии во главе с первым секретарем Б. А. Борисовым, председателем городского Комитета обороны. На этой лодке ушла группа военных моряков и среди них контр-адмирал В. Г. Фадеев, командир 7-й бригады морской пехоты полковник Е. И. Жидилов. На лодке находился начальник политотдела Приморской армии бригадный комиссар Л. П. Бочаров.

Всего за время войны подлодка успела совершить 22 боевых похода, в которых выполнила 3 или 4 торпедных атаки (выпущено не менее 11 торпед): 09.11.1942 г. ею был поврежден немецкий танкер "Ossag" (2793 брт), а 15.06.1943 г. - повредила БДБ "F-121". Так же подлодка провела 4 минных постановки (80 мин).

По румынским данным, 17 января 1944 г. в 16 милях севернее мыса Тарханкут советская подлодка атаковала немецкий охотник за подводными лодками Uj-106. Заметив атаку, охотник ушел от торпед и контратаковал субмарину глубинными бомбами. Налицо был факт потопления, так как на поверхность всплыл соляр и обломки. Лодка Л-23 на базу не вернулась. Так как в данном районе могла находиться только Л-23 под командованием капитана 3 ранга И. Ф. Фартушного, считается, что немцы уничтожили именно ее.

По другой, менее вероятной версии, лодка потоплена 30.01.1944 г. в 60-80 милях юго-западнее Туапсе немецким гидросамолетом из состава 125-й морской разведывательной авиагруппы.

Командиры

1940—1942: В. Л. Шатский — снят, переведён в морскую пехоту, погиб во время высадки десанта в 1943 году.

1941—1942: Н. Д. Новиков — командир дивизиона, временно командовал лодкой.

1942—1944: капитан 3 ранга И. Ф. Фартушный

Подводная лодка Л-24 была заложена 20.01.1938 года на заводе №198 (им. Марти) в Николаеве. 17.12.1940 года лодка была спущена на воду.

22 июня 1941 года Л-24 встретила в составе Отдельного Дивизиона ПЛ ЧФ в Николаеве. Лодка стояла у достроечной стенки завода. Ее готовность составляла 75%.

В середине августа 1941 года немецкие войска подошли к Николаеву. Под командованием капитан-лейтенанта Андрея Антоновича Косенко (по некоторым данным старшим на борту был Герой Советского Союза капитан 2 ранга И.А.Бурмистров) лодке 13 августа срочно пришлось уходить из Николаева. На Л-24 отсутствовала аккумуляторная батарея и некоторые вспомогательные механизмы и устройства; она не могла погружаться.

Вместе с экипажем на подводной лодке шла сдаточная команда во главе со строителем М.И.Бычковым и механиком А.А.Змейцыным. На выходе из города лодку обстреляла артиллерия противника, а в районе Тарханкут Л-24 попала в сильный шторм.

7 ноября 1941 года лодка направилась в Поти, где и производилась ее достройка. 9 февраля 1942 года командиром Л-24 назначен капитан 3 ранга Апостолов Георгий Петрович.

6 мая 1942 года Л-24 включена в боевой состав Черноморского флота. Л-24 совершила 4 транспортных рейса в осажденный Севастополь, доставив туда 236,3 т боеприпасов, 97,5 т продовольствия и 82 т бензина (всего 415,8 т), эвакуировав на Кавказ 25 человек.

2 июля 1942 года Л-24, находясь в Новороссийске, попала под авианалет. Лодка встала в ремонт, который продлился до конца сентября.

Л-24
Л-24

1 октября 1942 года Л-24 снова вышла в море. Поставив 4 октября 20 мин у Ялты, лодка двинулась в назначенный район к Босфору, куда прибыла 6 октября. На следующий день "Л-24 обнаружила конвой противника и атаковала тремя торпедами танкер из его состава. Производя атаку, Л-24подвсплыла, показав трубу перископа, а затем резко ушла на глубину 45 метров. Корабли охранения сбросили на Л-24 7 глубинных бомб, от которых субмарина успешно уклонилась. В результате атаки торпедой с лодки был поврежден танкер "Арка" (2223 брт), который был вынужден вернуться к Босфору. Л-24 осталась на позиции, но больше никого не встретила и 11 ноября 1942 года вернулась на базу.

15 ноября Л-24 вновь вышла в море с целью минной постановки юго-восточнее мыса Калиакра. Успешно выполнив задачу (19 ноября выставлено 20 мин четырьмя банками по 5 мин), Л-24 23 ноября 1942 года благополучно завершила боевой поход.

Следующий выход в море стал для Л-24 и 57 членов ее экипажа последним. 12 декабря 1942 года лодка снова вышла на минную постановку в район мыса Калиакра, но обратно не вернулась. В период с 15 по 29 декабря 1942 года Л-24 скорее всего подорвалась на мине заграждения S-15 в районе мыса Шаблер.

В 1991 году остов лодки был обнаружен на дне водолазной экспедицией Института океанологии из Варны, Болгария. Лодка лежит на ровном киле на глубине 59 метров, 3-й отсек по левому борту имеет пробоину.

Л-24 на дне
Л-24 на дне

22 июня 1941 года "Л-25" встретила под командованием капитана-лейтенанта Никифорова Михаила Ивановича в составе Отдельного Дивизиона ПЛ ЧФ у достроечной стенки в Николаеве при готовности 63,2%. 11 августа 1941 при приближении фронта к Николаеву лодку перевели сперва в Очаков, а затем в Севастополь, в Севастополе с нее сняли орудие и установили в доте №56. После этого лодку отбуксировали в Туапсе, потом в Поти.

Мощностей судоремонтного завода в Поти не хватало, отсутствовали многие комплектующие, поэтому 1 декабря 1941 "Л-25" законсервировали и поставили на отстой в Очамчире. 7 января 1942 штаты на лодке закрыли.

Только через три года было принято решение о достройке корабля. К тому времени боевые действия на Черном море закончились, но минная опасность существовала.

18 декабря 1944 года началась буксировка "Л-25" в Севастополь (по другим данным в Поти). Вскоре море заштормило и маломощный буксир "СП-31", за которым шла лодка, перестал выгребать против волны, а когда на нем стало заканчиваться горючее, отдал буксирный трос и направился за помощью, оставив лодку в двух милях у устья реки Хопи.

19 декабря на помощь "Л-25" вышел сторожевой корабль "Шквал", который продолжил буксировку, но к этому времени через неплотно закрытые крышки торпедных аппаратов внутрь лодки стала поступать вода. "Л-25" получила дифферент на нос, лодка все хуже всходила на волну, а вскоре начала принимать положение близкое к вертикальному.

Вскоре "Л-25" затонула в 15 милях от мыса Пицунда. "Шквалу" ничего не оставалось делать, как снять с нее экипаж. Поскольку глубина в месте гибели лодки составляет 633 метра, то поднимать ее не стали.