Найти тему

Кто такой "Тот, Кто Сражается с Монстрами" в поп-культуре (He Who Fights Monsters)

"Тот, кто сражается с монстрами, должен следить за тем, чтобы он сам не стал монстром. И если долго всматриваться в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя".

— Фридрих Ницше, "По ту сторону добра и зла"

Тот, кто сражается с монстрами, не совсем злодей, но он достаточно враждебен, так что он не намного лучше злодея. Что-то плохое произошло в жизни нашего падшего героя: его деревню разрушили, его друзей убили, его щенка зажарили на открытом вертеле, у него украли велосипед, и так далее. Это стало его личным делом, и он чувствует, что закона недостаточно (или что силы закона слишком коррумпированы и невежественны), чтобы урегулировать этот вопрос. Он может оправдывать свои действия, утверждая, что жаждет справедливости, а не мести, но любой, у кого есть хоть капля мозгов, легко поймет, что он стремится отомстить своим обидчикам. К сожалению, мы часто видим, что чем больше он охотится на того, кто стал причиной его бед, тем больше в нем проявляются черты и поведение злодея, однако наш "герой" слишком ослеплен своей целью, чтобы осознать это.

У мстителя могут быть
благие намерения; возможно, он прав, когда говорит, что дьявол слишком опасен, чтобы оставлять его в живых. Другие персонажи произведения могут даже согласиться с этим. Но, в конечном счете, его одержимость тем, чтобы злодей понес заслуженное наказание (или его стремление сделать с ним что-то более ужасное), и неспособность давать себе отчет в своих действиях, превращают его в такого же монстра (или даже хуже), как тот, на кого он охотится. И даже до того, как он дойдет до этой точки, его почти невозможно остановить; попытки отговорить его игнорируются или приводят к ответным мерам. Сила Дружбы и Сила Любви перестают действовать на него в тот момент, когда происходит злодеяние, заставляющее его начать охоту на врага. Он чувствует, что командный дух — это просто помеха, а любовь — это слабость, которую он не может себе позволить. Осознание своей неправоты будет игнорироваться им или рассматриваться как проявление слабости, которое нужно подавить. Он никогда не подумает: "Я зашел слишком далеко" или "Для меня там нет места". Это требует прозрений, которых у него не бывает. На самом деле, его взгляды не поддаются коррекции; он считает себя и свои поступки хорошими (рыцарь-тамплиер в квадрате), и совершенно убежден в собственной моральной непогрешимости и правоте своего дела. Чем больше затягиваются его поиски и чем больше препятствий он встречает на своем пути, тем больше вероятность того, что он забудет, в чем заключалась его первоначальная миссия. Чем дальше он продвигается в своих поисках, тем больше вероятность того, что он станет намного опаснее. Список его мишеней может быстро разрастаться, ведь он уже не совсем уверен, кто его враги. Не ждите, что он пойдет на героическую жертву или перейдет на светлую сторону; если он умирает в процессе отмщения своему заклятому врагу, то в момент своего триумфа он уже на стороне зла.

Линия "борьба с монстрами" представляет собой
моральный горизонт событий для героев, а что касается антигероев и экстремистов с благими намерениями, они живут совсем рядом с этой чертой, особенно безжалостные, бесконтрольные, прагматичные типы персонажей. Преступления Ван Хельсинга на почве ненависти — хороший пример персонажа, которые пересек черту, а рыцарь-тамплиер, безусловно, находится далеко за ней.

Важной причиной в подобной ситуации является мотивация мстителя. Тот, кто ищет справедливости, стремится помешать злодею причинить еще больше вреда людям, поскольку не желает, чтобы они страдали так, как страдал он. Хотя он может безжалостно преследовать злодея (и даже готов убить его, если он достаточно опасен), он в конечном счете думает о благе общества, если не теряет из виду свою главную цель. При этом персонаж, который жаждет мести, хочет заставить злодея страдать за причиненную ему боль, полагая, что он имеет право устроить суд над ним. Он не стремится улучшить общество; он делает это ради себя самого.

Вполне логично, что эта запутанная ситуация очень популярна в жанре
трагедии, где речь идет о мести, особенно из-за присущей ей скрытой иронии. Обратите внимание, что этот троп может демонстрировать, как правосудие по принципу "око за око", хотя поначалу и звучит как справедливый кармический обмен, может легко превратиться в полный хаос, если герой позволит своим страстям, гневу и гордости встать на пути здравомыслия.

Когда этот персонаж пересекает черту,
Искупление означает смерть — это единственный исход перехода на темную сторону. Это может привести к ситуации "Увы, бедный злодей", если тот, кто сражается с монстрами, является антагонистом/злодеем в произведении.

Не следует путать с
Абсолютным монстром, хотя кто-то вполне может стать им, сражаясь с такими монстрами. Подобные персонажи могут варьироваться от антигероя до чего угодно выше по шкале. Смотрите также "Цикл мести", "Темная сторона заставит вас забыть", "От героя к злодею", "Вы то, что вы ненавидите", "Тогда позвольте мне быть злым", и "Стать собственной противоположностью". Если это случается с ребенком, это может использоваться как фрейдистское оправдание персонажа, который раньше был милым ребенком. Сравните: "А потом Джон стал зомби", где персонаж превращается в реального монстра. Политическими эквивалентами являются "Эффект подковы", "Царство террора", "Полный цикл революции" и "Знакомьтесь с новым боссом". Если монстр, о котором идет речь, — животное, то это "Охота на зверя". Если монстр сверхъестественный, то персонаж является "Охотником на монстров". Если это происходит в масштабах расы или вида, сравните троп "Люди и есть настоящие монстры". Является субтропом "Медленного сползания ко злу".

Если человек превратился в монстра, принцип "
месть — это не правосудие" является попуткой призвать его к ответу за то, кем он стал. Несправедливость одинокого героя-мстителя часто является отправной точкой скатывания героя к злодейству, поскольку он убил кого-то в целях самообороны или уничтожил злодея, полагая, что это единственный способ избавиться от того, кого невозможно исправить.

Подписывайтесь чтобы не пропустить новые подборки и статьи. Поставленные лайки ускоряют и улучшают напрямую выпускаемый контент.

Поддержать проект можно по этим ссылкам:

https://www.donationalerts.com/r/tvtropes

https://yoomoney.ru/fundraise/g0AjzwG3w8c.221202