(часть третья про умную женщину)
Детей своих мы любим независимо от того, насколько они умны и успешны… Часто именно слабеньких во всех отношениях мамы любят особенно… Хотя встречались мне в жизни и другие ситуации, когда родители отвергали «неудачного» с их точки зрения ребенка…
Да что там далеко ходить? Родная мать нашего великого поэта Надежда Осиповна Пушкина совсем не любила и отвергала старшего Александра, отдавая всю свою материнскую любовь младшим детям…
Да, потом «прозрела» и перед смертью просила у великого своего сына прощения… Только ведь это не сделало его детство счастливым…
Да и цели такой - дать ребенку счастливое детство - она перед собой не ставила… Может, время было другое, может, детей было много… Не все чужие семейные тайны стоит открывать…
У Ирины Николаевны была одна - единственная дочь, других детей не было, и о других даже думать не стоило…
Ирина Николаевна уже почти двадцать лет трудилась в областном «Онкоцентре», была талантливым хирургом и, что ценилось еще дороже, врачом-лекарем!
Она умела выхаживать и возвращать к нормальной жизни тех, кто готов был бороться с этой страшной болезнью, кто очень хотел жить…
Ее уважали коллеги, чуть ли не молились на нее пациенты и их родственники… Ирина постоянно училась, охотно ездила на всевозможные конференции и семинары, читала и штудировала медицинские журналы, сама иногда публиковала интересные материалы…
Ее «продвигали» по служебной лестнице, только она совершенно не стремилась стать чиновником от медицины: ее дело – лечить и учить… Уже много лет она вела группы студентов, курировала «интернов»… И как только у нее на все хватало времени и сил?
Вы не забыли, что Ирина Николаевна после травмы стала инвалидом и вынуждена была носить специальные ортопедические ботинки, какие-то ремни фиксировали ее ногу, она хромала и многочисленные операции не помогли…
Умная, красивая, успешная в профессии женщина одна растила дочку. Конечно, ей помогали родители, но они уже тоже состарились и сами стали нуждаться в помощи и заботе…
А тут единственная дочка Наташа после окончания девятого класса заявила, что учиться больше ни за что не пойдет… Да и училась-то совсем еле-еле… Без репетиторов и девятый класс бы не закончила…
Кто-то будет говорить, что на детях «природа часто отдыхает» и у умной мамы может вырасти вот такая дочка…
Кто-то посочувствует и посоветует обучить девчонку какой-нибудь простейшей профессии…
В общем, мы с мамой долго думали, что предложить девочке, ведь ей только исполнилось шестнадцать лет…
В моей жизни не один раз была такая ситуация, когда родители или сами выпускники просили совета, куда пойти учиться. Каждый раз это было очень серьезное и ответственное решение, и всегда было очень радостно, если все складывалось правильно.
А тут у меня не было заранее приготовленного решения, но очень хотелось этой милой женщине помочь.
Когда-то, еще в студенческие годы, я прочитала такую фразу: «Не знаешь, что делать, не делай ничего. Подожди – Вселенная подскажет!»
Честно признаюсь: поверила и стараюсь поступать именно так!
Ирина Николаевна даже обрадовалась, когда я об этом сказала. Из школы девочку никто не выгоняет, пусть еще два года учится, Выдержим как-нибудь вместе, пусть с репетиторами, с «пересдачами», пусть с «двойки на тройку», но два года еще подождем...
А там Наташе уже будет восемнадцать, может, сама о какой-то профессии заговорит.
Так и порешили! В конце-концов не одна же она в школе плохо учится…
Вообще эта девочка была совсем не плохая: воспитанная, вежливая, конфликтов с учителями и другими ребятами у нее не было…
Впереди было еще два школьных года – мама вздохнула спокойнее: «Подождем! А там видно будет, может и правда, Вселенная подскажет»…
Мы даже поулыбались друг другу и разошлись – впереди были летние каникулы, которые Наташа всегда проводила с бабушкой и дедушкой в ведомственном санатории или на даче. Беспокоиться о ней летом не приходилось!
«Под вашу ответственность», - так оценила наше решение директор школы. Но разве хоть что-то есть в работе учителя, за что он не несет ответственность?
Вы, конечно, знаете, что в десятые классы идут далеко не все, поэтому из трех девятых получилось два десятых класса, да и то еле набрали... Пришлось даже несколько человек из других школ принять.
И так получилось, что в новом классе оказалось совсем немного детей из прошлогоднего Наташиного класса, где все знали ее как совершенно незаметную и нерадивую ученицу.
В новом классе девочка оказалась замечена! Все обратили внимание не только на ее привлекательную внешность, но и на то, с каким достоинством она держится…
Нет, чуда не произошло: «пятерки» не посыпались как из рога изобилия, но и «двоек» почти не было...
Немножко поделюсь с вами одним профессиональным приемом. Старые учителя называли его «педагогическим сопровождением».
Есть дети, которые в силу разных причин не успевают на уроке прочитать, понять, решить, написать...
Не успевают – это не значит, что не могут! Не успевают не потому, что они глупые или неспособные, а потому что у них другая скорость восприятия.
И если с таким ребенком изо дня в день, из года в год заниматься дома, давая возможность сделать медленно, объясняя непонятое или не усвоенное на уроке, то постепенно такой ребенок всему научится.
Один мой коллега, учитель физкультуры, как-то пошутил на эту тему: «Стометровку каждый пробежит, только время на это затратит разное. Но мы же не только чемпионов в школе обучаем…»
Я в этом убеждена: большинство детей, которые «не чемпионы», просто не могут учиться в том темпе, в каком требует школа.
И примеров тому могу привести множество. Просто сейчас речь не о них…
С Наташей с первого класса занимались дома. Сначала бабушка с дедушкой, а потом учителя. Настоящие профессионалы своего дела, а не студенты, которые хотят подработать, или сидящие в декретном отпуске грамотные «мамашки», которые возомнили, что это дело нехитрое…
Меня такие вещи всегда удивляли! Ребенок не усваивает школьную программу, а ему предлагают заниматься со студентом, который и сам-то еще далеко не всему научился…
Ведь редко кто доверит постричь свою шевелюру студенту или просто плохонькому мастеру, а вот учить ребенка такому человеку доверяют…
Так вот: с Наташей всегда занимались настоящие профессионалы! Ее «тройки» дорого стоили!
Позволю себе еще одно отступление: если какой-то сосуд наполнять медленно, то рано или поздно он все-таки наполнится.
Если ребенок медленно усваивает учебный материал, то рано или поздно, он его усвоит! Это и называли старые учителя результатом педагогического сопровождения.
Как же переменилась в новом классе эта девочка! Скоро она уже училась, как все: и у доски отвечала, и письменные работы на уроке сделать успевала…
Нет, до отличницы ей было очень далеко, но одиннадцатый класс она закончила и все экзамены сдала! Аттестат получила!
И вместе с подружкой поступила в медицинское училище, чтобы получить профессию лаборанта.
Откуда что взялось! Теперь Наташа уже не выглядела «вялой», и никто ее не называл «тормознутой», как в младшей школе.
А профессию и место учебы она сама выбрала – не иначе «Вселенная подсказала»!
Как же радовались мы успехам этой девочки! А успехи были: все специальные предметы она «штудировала», как когда-то ее мама.
И медицинский халат на ней сидел как влитой! И на работе ее старание и спокойную неторопливость оценили по достоинству!
Думаете, что это за чудо такое произошло?
Может, и чудо! Но в это чудо вложено много труда: и маминого, и учительского, и собственного Наташиного.
Думаете, ребенку было легко каждый день после школы еще несколько часов учиться дома?
А сколько денег было потрачено на эти дополнительные уроки! Сколько терпения и любви к ребенку, которого не ругали за плохие отметки в школе…