Каждое поколение людей регулярно переживает различные исторические события. Кого-то вихрь истории отчасти обходит стороной, а кого-то безжалостно затягивает в свой водоворот. Это применимо как к отдельной личности, так и к государству в целом. И самое страшное потрясение — это войны. В XX веке следом друг за другом отгремело две мировых войны, которые сломали жизни миллионов людей. Молодежь, побывавшую в жерновах бойни, стали именовать, как «Потерянное поколение».
В литературном мире таким поколением считают группу писателей послевоенного времени, чьи произведения пронизаны пессимизмом, утратой идеалов, моральных ценностей и разочарованием в современной цивилизации. Ярким представителем этой плеяды является немецкий писатель Эрих Мария Ремарк (1989 – 1970).
Ремарк был весьма яркой личностью и автором, не стеснявшимся выдвигать свою гражданскую позицию через литературу, и она явно не приходилась по вкусу набирающей стремительные обороты нацисткой власти. Мировую известность, а вместе с тем и презрение немецких ультраправых Ремарку принес роман «На западном фронте без перемен», изданный в 1928 году.
До этого юный автор уже имел опыт в выпуске литературных трудов. Так, например, «Приют грез» (1920 г.) был воспринят публикой прохладно из-за чрезмерной сентиментальности. Помня о провале, Ремарк даже придумал себе псевдоним Крамер.
Такой ход дал нацистской прессе основания утверждать, что именно Крамер – настоящая фамилия Ремарка. Сам Гитлер отзывался о писателе как о «французском еврее Крамере», на что Ремарк парировал: «Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом».
К тому же не все издательства оказались готовы взять книгу в печать. Недавно отгремела война, и возникла версия, что читателю вряд ли захочется о ней вспоминать. Особенно немцам, которые потерпели унизительное поражение! В конечном итоге немецкое издательство «Ullstein», приняло роман в печать, но с дополнительным условием в договоре – в случае провала романа писатель должен отработать понесенные затраты в качестве журналиста. Затем рукопись была подвергнута издательством существенной корректуре. Из текста были исключены особо критические высказывания о войне.
Тем не менее, книга «На западном фронте без перемен» стала культовым произведением в мировой литературе, и ее актуальность не угасает по сей день. Почему? Давайте попробуем разобраться.
Сюжет «На западном фронте без перемен»
Ремарк рассказывает нам о группе немецких подростков, окончивших школу: Пауль Боймер (от чьего имени ведется повествование), Мюллер, Леер, Франц Кеммерих, Тьяден и др. отправляются защищать свою страну от внешних врагов, т.е. на фронт Первой мировой войны. Государственная машина агитации и пропаганды потрудилась на славу и ребята собираются, словно на легкую романтическую прогулку.
Но, сидя в окопах на передовой, бывшие школьники понимают, что все не так радужно, как им говорили. Теперь каждую минуту ребят поджидает смерть.
«Случайно я остаюсь в живых и так же случайно могу погибнуть. В надежном блиндаже меня может раздавить в лепешку, а в чистом поле я могу уцелеть под десятичасовым ураганным огнем. Любой солдат остается в живых лишь благодаря тысячам случайностей. И любой солдат верит случаю и доверяет ему.»
Читатель, любящий творчество Ремарка, найдет на страницах романа и автобиографические моменты из его жизни.
Во-первых, писатель сам оказался на фронте в 1916 году, и пускай он не находился на передовой, тем не менее получил осколочное ранение, после чего был отправлен в лазарет. Увиденное им на больничных койках оставило след в памяти, чем он делится на страницах книги.
Во-вторых, одного из центральных персонажей этой истории зовут Пауль, мать которого больна раком. Имя автора при рождении — Эрих Пауль Ремарк, а в 1917 его мать, Анна Мария, умерла от онкологического заболевания. Это событие стало личным потрясением для Ремарка, и он официально берет себе имя Эрих Мария.
Книга «На западном фронте без перемен» пытается показать жизнь рядового солдата с различных сторон, будь то штыковая атака или же временное затишье, когда солдаты рассыпаются в поисках добычи провианта, чтобы не умереть с голоду.
Некоторые поступки героев могут вызвать у читателя оцепенение и непонимание. Яркий пример, когда ребята готовят себе обед во время шквального обстрела их позиции.
Схожую сцену мы можем наблюдать в киноленте Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979), где американские солдаты не прочь заняться серфингом во время боевых действий.
«Я пеку последние четыре оладьи; за это время мне дважды приходится приседать на пол, но все-таки теперь у нас на четыре оладьи больше, а это мое любимое кушанье.»
Само повествование осуществляется при помощи так называемых флэшбеков. Ремарк не опирается на строго хронологический порядок в рассказе. «Возвраты назад» он применяет, чтобы показать моменты до начала фронтовой жизни ребят.
И как оказывается, прежде, чем попасть в мясорубку войны свежеиспеченные новобранцы сталкиваются с негативными социальными устоями армии – «дедовщиной». Да, представьте, себе, что неуставные отношения военнослужащих – это бич не только нашей страны!
«Вся военная служба в том и состоит, что у одного есть власть над другим. Плохо только то, что у каждого её слишком много; унтер-офицер может гонять рядового, лейтенант — унтер-офицера, капитан — лейтенанта, да так, что человек с ума сойти может.»
В кульминации романа Ремарк пытается найти ответ на вопрос о причинах возникновения войн, а так же показывает нам всю её бессмысленность и жестокость.
«Теперь возьми какого-нибудь французского слесаря или сапожника. С чего бы ему нападать на нас? Нет, это всё правительства выдумывают. Я вот сроду ни одного француза не видал, пока не попал сюда, и с большинством французов дело обстоит точно так же, как с нами. Как здесь нашего брата не спрашивают, так и у них.»
Наверное, из-за своей простоты литературного слога, неприкрытой правды, где-то даже с излишней интимностью, болью и переживаниями, роман нашел отклик у читателей и стал разорвавшейся бомбой в литературе. Книга была переведена на огромное число языков и получила многомиллионные тиражи.
Но так ли уникален роман Ремарка в посыле о потери моральных ценностей и отрыве солдат-фронтовиков от жизни общества?
«Мы одиноки, словно дети, и умудрены опытом, словно старики, мы черствы, печальны и ребячливы, — я думаю, мы потеряны.»
Я думаю, что нет! Ярким примером аналогичной проблематики является Михаил Шолохов и его «Тихий Дон» (1925—1940), где мы тоже видим всю подноготную Первой мировой и братоубийственную Гражданскую войну в России. К тому же Шолохов вплетает в роман множество персонажей с различным мировоззрением.
Тем не менее, финал один – невозможность жить по-старому в новой образовавшейся советской цивилизации. И бесспорно «Тихий Дон» на голову выше и масштабней, чем произведение Ремарка. Но эта уже отдельная тема для рассуждений.
Поддержите наши публикации своим лайком и подписывайтесь на канал. У нас еще много интересных материалов!