Сенатор Александр Башкин, представляющий Астраханскую область, выступил с заявлением по поводу планов строительства газопровода для транспортировки газа из Туркменистана в Азербайджан. Он в частности сказал, что в силу возможной угрозы экологической безопасности Каспийскому морю, представляемой подводной частью газопровода, Россия не сможет дать согласие на его строительство.
Удивительным образом, реакция сенатора от Астрахани стала, по сути, единственной подробной реакцией на недавний трехсторонний саммит лидеров Турции, Азербайджана и Туркменистана, на котором как раз обсуждались варианты поставок энергоносителей по «Южному газовому коридору» в Европу, минуя Россию. МИД РФ с подобными оценками пока не выступал. Такие альтернативные поставки призваны будут хотя бы частично компенсировать отступление «Газпрома» с европейского рынка. Например, Азербайджан намерен удвоить поставки своего газа в Европу — до 20 млрд кубометров через пять лет. В свою очередь Туркменистан, обладающий запасами газа в объеме примерно треть от российских, был бы не прочь реализовать обсуждаемый еще с 90-х проект Транскаспийского газопровода, который позволит экспортировать до 30 млрд кубометров газа в год.
Долгие годы считалось, что основным препятствием на пути реализации таких планов лежит неурегулированный статус Каспия. И вот, после многолетних трудных переговоров, в 2018 году всеми прикаспийскими государствами была подписана Конвенция по правовому статусу Каспия. Она установила, что основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании пяти стран, а дно и недра делятся на участки по договоренности между этими государствами на основе международного права. При этом в части 2 статьи 14 Конвенции четко сказано, что «страны могут прокладывать трубопроводы по дну Каспия». А далее, часть 3 этой же статьи поясняет, что сделано это может быть «по соглашению с теми сторонами, по чьим секторам водоема пройдут эти кабели или трубопроводы». Исходя из этой оговорки, согласия России в данном случае не требуется, ее сектор затронут не будет. В то же время в части 2 статьи 24 той же Конвенции говорится, что прокладывать газопроводы можно лишь при условии, что «проекты отвечают экологическим стандартам и требованиям…». И Москва может, конечно, ссылаться именно на эту формулировку, однако из нее вовсе не следует, что какая-либо из прикаспийских стран обладает правом вето на подобные проекты. Тем более что в других пунктах Конвенции сказано, что каждая страна несет индивидуальную ответственность за любой ущерб, нанесенный Каспию в процессе разведки, разработки, строительства нефтяных вышек и трубопроводов.
Существуют схожие планы у Казахстана и Азербайджана, но они касаются не газа, а нефти: есть задумка построить нефтепровод в рамках Казахстанской каспийской транспортной системы для доставки казахстанской нефти через Каспийское море из Ескене через порт Курык в Баку. Москва, конечно, может и тут выстраивать свою контраргументацию, однако если оба проекта будут соответствовать признанным международным экологическим стандартам, формально обосновать ей свои возражения будет трудно. К тому же придется вступать в прямой политический конфликт и с Казахстаном, и с Туркменистаном, что в нынешнем контексте непростых для России международных отношений было бы весьма рискованно, да и малоперспективно.
На недавнем саммите Турции, Азербайджана и Туркменистана было решено проработать промежуточный вариант, при котором туркменский газ будет транспортироваться через Каспий судами-газовозами, а уже в Азербайджане закачиваться в систему «Южного газового коридора». Этот уже реализованный в 2020 году проект включает в себя три части: газопровод Баку — Тбилиси — Джейхан, Трансанатолийский трубопровод (TANAP) и Трансадриатический трубопровод (TAP).
На какое-то время Азербайджан, увлеченный собственными проектами увеличения добычи и экспорта газа, потерял было интерес к газу туркменскому, видя в нем конкурента. Однако на фоне конфликта на территории Украины ситуация резко изменилась — по причине увеличения запроса на альтернативные российским поставки газа. И тут как раз подоспел Реджеп Эрдоган. Мало того, что ранее он уже во многом договорился с Москвой о создании в Турции газового хаба, в том числе для поставок российского газа в Европу, так теперь еще и активизируются усилия по подключению к нему же, очевидно, газа из Туркменистана. Далее, возможно, ставка будет сделана не столько на прокладку новых газопроводов, сколько на создание системы экспорта газа уже в виде СПГ. Где национальная принадлежность первоначального поставщика будет уже не так важна европейским и прочим покупателям, как это, собственно, сейчас происходит с российским СПГ, который Европа продолжает покупать даже в больших объемах, чем ранее, сокращая закупки по газопроводам.
Подобные перспективы могут отчасти снять возражения Москвы против Транскаспийского газопровода. Во-первых, потому что туркменский газ все равно начнет поступать в Азербайджан и далее по морю. Во-вторых, такая позиция вряд ли понравится Анкаре, и сможет негативно сказаться на реализации российско-турецких газовых планов. Так что сенатор от Астрахани, похоже, несколько погорячился. А вот турецкий лидер, видимо, уже видит себя в качестве эдакого всеми востребованного «бармена», который будет мешать разные газовые «коктейли» с большой выгодой для Анкары — или, согласно известной классической формуле, «мешать, но не взбалтывать».