Найти тему
93,4K подписчиков

Техника КПТ: преодоление тревоги и краткое объяснение ее природы

Перед НГ я чувствую себя довольно тревожно, в связи с тенденцией последних трёх лет. Поэтому хочу поделиться с вами кратким ликбезом по тревоге и одним из способов совладания.

Тревога- эволюционный механизм, который помогает действовать, когда жизни, здоровью, благополучию твоему или того, кого ты любишь, угрожают.

Мозг включает режим «тревога» на реальную (или кажущуюся ему таковой) ситуацию, чтобы запустить ряд биохимических процессов в организме, с целью побудить человека реагировать на опасность.

Пример: А. сидит на стуле дома и думает, что зря она отправила ребенка в лагерь. «Вдруг с ним что-то случится, кто-то обидит или нападет». А. чувствует тревогу, напряжение в ее теле растет, мыслей становится все больше, и вот она уже в состоянии злости на себя и паники. Адекватна ли тревога ситуации? Можно подумать, что да, ведь она волнуется за ребенка, однако в действительности нет. А. сидела на стуле дома, и ничего не происходило на ее глазах, чтобы вызвать такое чувство.

Фишка в том, что когда мы начинаем ДУМАТЬ о том, что могло бы произойти, мозг оцифровывает это так, будто это происходит ПРЯМО СЕЙЧАС.

Поэтому первое, что важно сделать, когда мы чувствуем тревогу- это спросить себя: «я тревожусь в ответ на реальную ситуацию или на то, что происходит у меня в голове?».

Если последний вариант, то необходимо напомнить себе, что реальной угрозы здесь и сейчас нет, это второе.

Третье, что можно сделать с тревогой, спросить себя «о чем я подумал в этот момент? Чего я опасаюсь больше всего?». «Что самое ужасное может произойти? Какова вероятность этого?», «Какой сценарий более реалистичный и какова его вероятность?». После ответов на все вопросы переходим к четвертому пункту.

«Если случится самое страшное, что я могу сделать, чтобы преодолеть/препятствовать этому?», «Есть ли что-то, что я могу сделать еще?», «Что бы я посоветовал другу, окажись он в такой ситуации?». Готово. У вас есть алгоритм действий на случай, если то, о чем вы так сильно переживаете, реально произойдет. Но зачем он нам? Дело в том, что мозг не любит неизвестность, поэтому нам важно внести ему ясность в будущее, чтобы он выключил «режим тревоги» и физическое состояние нормализовалось.

Это всего лишь одна из техник КПТ, но она довольно эффективная. Слышали ли вы о ней ранее? Какими способами совладания с тревогой пользуетесь вы?

Запись на консультацию taplink.cc/iam_psychologinya

Автор: Елизавета Сосновская
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru