В Москве на станции метро Партизанская есть один интересный памятник. Да только в суматохе бытия большинство москвичей просто проходят мимо. Некоторые знают о его истории, а некоторым даже неизвестно, что за человек запечатлен в этом изваянии.
Костромской Иван Сусанин
В 1942 году Матвею Кузьмину было уже 83 года. От всех он отличался тем, что после революции оказался вступать в колхоз. В те времена таких людей называли единоличниками, и сказать, что их не уважали — это ничего не сказать. Матвей жил сам по себе. На жизнь зарабатывал охотой и рыбалкой. Односельчане называли его бирюком за его угрюмый и нелюдимый характер.
Когда в село пришла война, некоторые разбежались кто куда, а он со своей семьей решил остаться дома. В конце лета 1941 года Псковская область была оккупирована Гитлером. Немцы пришли в его село. В доме Матвея поселили коменданта, а его с семьей выгнали в сарай.
Вскоре фашисты узнали о том, что старик не является коммунистом и тогда предложили ему стать деревенским старостой. Кузьмин отказался, ссылаясь на то, что он уже глух и практически ничего не видит. В общем, ему поверили — что можно было взять со старика. Ему даже бесстрашно оставили охотничье ружьё. Так и жили они, сосуществуя вместе — старый отщепенец и враги Советского Союза.
Подвиг Ивана Сусанина
Но вот пришёл 1942 год, и Советская армия подобралась к этой местности поближе. Немецкие командиры задумали перебросить в тыл к нашим горно стрелковую дивизию. Но для осуществления этого плана необходим был проводник, который очень хорошо знал местность. Для этого выбрали самого подходящего — старого и лояльного деда Матвея.
Когда односельчане узнали, что он согласился помогать немцам, то возненавидели его еще больше. Но старик давно привык к такому обращению. Ведь никто из них даже не мог догадаться, что получив это задание, он пришёл домой и сразу же отправил своего сына с поручением предупредить солдат и у деревни Малкино устроить засаду.
Бей врага!
14 февраля «горные егери» во главе с Кузьминым двинулись окольными путями. Всю ночь опытный охотник, исключительно хорошо знавший округу, водил врага по тропкам. Когда же утром он вывел их прямо под огонь советских солдат, немецкие лыжники были расстреляны в упор.
В это время на бугорке с обнаженной головой и молодыми искрами в глазах стоял Матвей Кузьмин, торжественно наблюдая за метавшимися в ужасе немцами в маскировочных халатах. Одуревший от ненависти офицер кинулся к предателю, понимая, что советские солдаты не стреляют в его сторону, боясь зацепить старика.
Но тут случилось и вовсе непредсказуемое — Матвей махнул шапкой и крикнул: «Не жалейте Матвея! Стреляйте так, чтобы не один гад не уполз!» и упал, подкошенный вражеской пулей.
Для чего человек, которому не было места ни в своей стране, ни в своём селе, ни среди своих односельчан, пошёл на верную смерть? Ради кого он это сделал?