Быть снайпером нелегко. Это только кажется, что убить человека, который не представляет для тебя прямой угрозы, это просто. Психологический барьер, который приходится преодолевать таким людям, очень сложен. Но когда фашисты пришли на нашу землю и начали творить бесчинства, очень многие советские люди без проблем взяли в руки винтовки с оптическим прицелом и не сомневались в том, что они правы.
Немногословный эвент
Семён Номоконов попал на войну в 41 год. Потомственный эвенк-хамниган из Забайкальского края повзрослел очень рано. Уже в 19 лет он был отцом семейства и промышлял тем, что занимался охотой.
Шестеро детей подрастали, но в чум главы семьи вдруг пришла беда — от скарлатины умерло четыре сына и дочь. А следом за ними отправилась и жена Семёна, которая не перенесла такого горя. Оставшегося сына нужно было растить, он женился повторно, и со второй женой поселился в селе Нижний Стан.
Когда его призвали защищать Родину, никто поначалу не придавал значения не молодому таежному мужику. Первым делом его отправили на кухню, потом после ранения пристроили делать костыли. Его плохое знание русского языка привело к тому, что сослуживцы просто смеялись над ним.
Сибирский шаман
Номоконов не стремился доказать кому-то, что он что-то умеет. Он просто отдавал дань Родине и ждал мирного времени, чтобы вернуться домой. Всё изменил случай. Когда его зачислили в сапёрский полк, он из винтовки застрелил 8 немецких разведчиков, и стало известно о его охотничьих способностях. Поняв, что это человек не так прост, как кажется на первый взгляд, руководство сразу перевело его в снайперский взвод.
Первое время ему приходилось орудовать винтовкой, у которой даже не было прицела, но его меткость была просто поразительна — сказывались охотничьи навыки. Вскоре его даже начали называть «сибирским шаманом», ведь прежде чем выйти на охоту на фрицев, он использовал массу особых ритуалов.
У него были какие-то осколки зеркал и непонятные шнурки. Простому человеку казалось, что это части какого-то шаманского обряда, но на самом деле это были предметы, необходимые для определённых целей.
Например, зеркалом он выманивал на выстрел противника, а веревочками дергал за каски, которые заблаговременно надевал на воткнутые в землю палки. Кроме этого Семён Данилович был мастером маскировки. Он мог прикинуться обросшим мхом валуном, а мог законспирироваться под трубу обгоревшего дома.
Точки и крестики
Немцы боялись шамана, как огня, а он отмечал убитых фашистов на своей трубке, с которой никогда не расставался — ставил зарубки. Точки обозначали убитых солдат, а крестики — уничтоженных офицеров.
Однажды, когда уже закончилась война, в колхоз, где проживал герой, пришло письмо. Какая-то женщина из Гамбурга, потерявшая во время войны своего сына, задала ему вопрос: молится ли он о тех людях, которых застрелил во время войны?
Семён Номоконов попросил своего сына написать ответ, так как сам был неграмотным, в котором ясно дал понять, что если бы женщины Германии узнали, что творили их мужья и сыновья на русской земле, то они сами бы прокляли их ещё до рождения.
Семён Номоконов получил массу наград, был 9 раз ранен, несколько раз контужен, убил 368 врагов, но главной награды — Герой Советского Союза — так и не получил. Зато в его родном Забайкалье в честь героя открыта стела, а имя его занимает первое место среди имен великих людей Забайкалья.