Найти тему
63 подписчика

Как запустить проект в онлайн обучении и выйти на самоокупаемость

Scrooge McDuck and Money
Scrooge McDuck and Money

Давайте вспомним каким прекрасным годом для онлайн образования был 2020, когда его захлестнула волна популярности и на сервисы онлайн-обучения хлынул поток пользователей, желающих вырасти профессионально. 🥲 По данным исследования Нетология по некоторым сегментам спрос вырос в 2 раза.

Это волнообразное движение и сформировало текущие тренды на рынке онлайн образования, которые все больше набирают популярность.

Какие это тренды?

  1. Смешанный формат обучения. Этот формат предполагает, что половина материала проходят студенты в автоматизированном формате (предзаписанные уроки, задания, выполнение домашней работы), а часть переносится на живые уроки с преподавателями. Формат таких уроков может быть разнообразным, групповой или индивидуальный, онлайн или офлайн-встречи. Фокус смещается на людей, которые дают знания и навыки в живом формате, помогают в процессе обучения, ведут по образовательному треку и дают ответы на актуальные вопросы.
  2. Индивидуальный подход и адаптивный трек обучения. Общие курсы падают в популярности, ученик приходит для обучения на платформы с определенными задачами, под эти задачи и нужно подстраивать обучение. Более того, ученик хочет, чтобы его особенности психические и когнитивные также учитывались при построении линии обучения, и корректировалась по ходу трека. Если нет возможности настроить трек с помощью ИИ или других технических средств, то это решается с помощью подключения кураторов и преподавателей, которые дают персональные рекомендации и корректируют уроки в зависимости от запроса ученика.
  3. Тенденция к навыковым курсам. Более того, становится более актуальна модель с узконаправленной тематикой под конкретную задачу, как например, английский для бизнеса, для маркетинга, прохождение собеседований, выступление с презентацией.
  4. Интерактив и фокус на практическое применение полученных навыков. Если полученные навыки не применяются на практике–значит обучение прошло впустую. Запомнить проще то, что уже Здесь на помощь также может прийти геймификация обучения, так как именно через нее можно создать задачу обучения, которую нужно решить в моменте. По этой причине симуляторы набирают все бОльшую популярность, теория там зачастую даже упускается, и навык сразу отрабатывается на практике, но какой от этого колоссальный эффект и ощущение полного присутствия.
  5. Геймификация: цель, прогресс, награды и баллы, достижения, геймикационные циклы, рейтинги, соревнования. Здесь важно учитывать, что эти механики служат общей цели: доходимости до конца курса. Подробнее про геймификацию можно почитать в другой моей статье.
  6. Сообщества и социализация. Возможность быть в тематическом проастранстве, окруженным единомышленниками все более актуальна сейчас.

Почему это важно для бизнеса именно сейчас?

Все это позволяет влиять на такие важные метрики в продукте, как конверсия в покупку и продления, увеличивая LTV (те деньги, которые мы получаем с пользователя за все время пока он пользуется продуктом). Именно LTV являются ключевыми метриками продукта сейчас, происходит это из-за снижения притока новых пользователей в продукт. Поэтому важно, чтобы продукт был максимально качественным, а все сервисные составляющие работали как часы, ведь конкуренция на этом рынке складывается и на уровне сервисных бизнес-процессов. Фокус бизнеса сместился на удержание и работу с текущей базой пользователей, и при формировании тарифной сетки лучше сразу продумать варианты допродаж.

Вернемся к Puzzle English. Эти тренды подвели к запуску на автоматизированной платформе обучения английскому языку курсов с преподавателями онлайн и фокусом на разговорный навык. 

Кейс. Изначально концепция продукта была немного другой и предполагала участие менторов, выстраивающих трек обучения, мотивирующих и отвечающих на вопросы учеников, но вскоре стало ясно, что такой формат помощи в обучении английскому языку не понятен и не нужен ученикам и вернулись к более стандартному пониманию преподавателя в учебном процессе. Как мы это поняли? Через тестирование предложения в баннерах на текущей базе пользователей.

Этапы запуска продукта:

  1. Исследование аудитории и конкурентов. На основе 2-3 интервью с пользователями я выявила основные гипотезы продукта и фичей, которые ученики хотели бы видеть в онлайн обучении английского языка. На количественном исследовании потом выявляли самые актуальные боли пользователей, которые они хотят закрыть продуктом. От некоторых гипотез, однако, пришлось отказаться. Например, одна была связана с тем, что ученику важно не записываться на урок заранее, а прийти на платформу и пройти урок сразу. Эта гипотеза не подтвердилась исследованием, а также впоследствии стало понятно, что такой формат нежизнеспособен из-за отсутствия возможности планирования своего расписания, такого ученика проще всего потерять и не вернуть.
  2. Ценообразование и позиционирование (формирование УТП). Сложная и непонятная система тарификации – одна из проблем, с которой сталкиваются проекты в онлайн обучении. Формирование понятного УТП и стоимости продукта – важный этап его проработки и усложнения его на начальном этапе лишь отсрочит запуск продукта. Тарификация скорее всего претерпит еще немало изменений, поэтому не нужно при запуске продумывать все и сразу.
  3. Тест гипотезы продукта на продажах. Вместо большого количества каздевов, лучше запускать тест на продажах – это забустит процесс разработки образовательного продукта, а также сформирует понимание того, насколько этот продукт будет востребован. Если продажи не случается, нужно идти в пункт 1 и начинать сначала.
  4. Запуск разработки продукта. Разрабатывать продукт есть смысл начинать именно на этом этапе, имея подтвержденную гипотезу на продажах. Деньги можно вернуть пользователям, а вот время и ресурсы, потраченные на разработку ненужного продукта уже нет.
  5. Найм персонала под операционные процессы: кураторы, преподаватели, менеджеры по продажам, поддержка пользователей. При появлении первых учеников и продаж необходимо запускать процесс найма, а чтобы сделать его эффективным, и снизить косты – нужно настроить процессы.

Сложности, с которыми неизбежно придется столкнуться:

  1. Автоматизация и оптимизация бизнес-процессов. Сюда входит: подключение црм-системы, создание воронки движения лида, обеспечение эффективной передачи лидов по воронке, создание воронки найма и обучения, создание регламентов работы на каждом этапе пути пользователя. Все это важно начать настраивать сразу для снижения операционных костов проекта.
  2. Определение ключевых метрик и постановка целей. Приземление всех этапов на метрики и отслеживание их позволяет осуществлять поиск узких мест в продукте.
  3. Обеспечение роста. Не всегда хватает понимания, какие механики работают, а какие нет. Как решить проблему и чем закрыть нехватку знаний.
  4. Найм. Нет денег и достаточной квалификации тех, кто работает в проекте, кто нужен, нет понимания портрета человека, закрывающего тот или иной этап в проекте.

А если у вас остались вопросы – с удовольствием помогу их разрешить ❤️