Найти тему
Мазай

Шукшин - Человек своего времени

Василий Шукшин за рабочим столом
Василий Шукшин за рабочим столом

У каждого автора, писателя, есть свой почерк - характер. Один хлесткий, конкретный - как острый клинок; другой - вдумчивый, неторопливый - как полет орлана. Есть, те - кто за свою жизнь опубликовал множество томов, десятки романов. А есть творцы, иного склада - делающие небольшие, но точные зарисовки, берущие за душу своей правдой, глубиной. Для меня, таким человеком стал Василий Макарович Шукшин (25 июля 1929 - 2 октября 1974).

Кого можно считать гением, великим? Если плод твоей деятельности восхищает других, заставляет их чувствовать и понимать то, что люди не могли понять и прочувствовать ранее - то безусловно ты виртуоз, а возможно и гений. Особенно если учитывать, что среда и начальные стартовые условия не способствовали развитию творчества.

О биографии Шукшина написано много и подробно, хочу напомнить о человеке, оставившем след в 20м веке достаточно глубокий, что бы помнить о нем в веке 21-м и 22-м.

Когда Василию ещё и четырех лет не исполнилось, был арестован и расстрелян его отец Макар. Мария Попова (мать) писала: "Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли, он выскочил в сенцы, ну, а в сенцах на него трое и навалились. Ребята перепугались. Наталья дрожит вся, а Василий губу прикусил аж до крови: мама, куда это батю?".

До 13 лет, будущего писателя и режиссёра, воспитывал отчим, которого Василий очень уважал, в воспоминаниях называл его "человеком редкого сердца". Павел Куксин погиб на фронте.

Василий Шукшин в детстве
Василий Шукшин в детстве

В 1946-м, уехал в Подмосковье. Перепробовал немало рабочих специальностей, объездил множество городов, жил трудно, временами голодал. Был рабочим на строительстве турбинного завода, трудился на тракторном заводе, в разное время был также слесарем, такелажником.

"Больно вспоминать. Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром, по весне, уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стеклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого, было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакала. И понимал, ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел."
Василий Шукшин, из статьи "Только это будет не экономическая статья…"

После армии работал в родной деревне Сростки учителем литературы и русского языка.

"Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье."
Василий Шукшин, "Монолог на лестнице"

В 1954м 25-летний сибиряк отправился в Москву. Он собирался стать студентом Литинститута, но оказалось, что одним из условий поступления являлось наличие у абитуриентов опубликованных работ. Тогда Шукшин подал документы во ВГИК на режиссерское отделение, где познакомился с Андреем Тарковским. Оба учились в мастерской Михаила Ромма.

-3

Василий Макарович скрывал информацию о репрессированном отце, указывая в документах только мать. В 1956м, на 2м курсе, он узнал, что отца реабилитировали.

"Я стыдился отца всю жизнь, а оказалось, что он ни в чем не виноват. Как же мне жить теперь со своей виной перед ним?"

Во время учебы во ВГИКе рассказы Шукшина начали публиковать в  газетах и журналах. Обращаться в редакции писателю посоветовал Михаил Ромм. В 1958 году в "Смене" вышел рассказ "Двое на телеге", а  позже: "Правда", "Экзамен", и "Степкина любовь".

В 1960м начал писать сценарий для картины о работе сельского райкома. Шукшин полагал, что никто из студентов ВГИКа не знает деревенскую жизнь так же хорошо, как он. В своей дипломной работе под названием "Из Лебяжьего сообщают" писатель был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли. На экзамене за этот фильм Шукшин получил отлично, но в прокат лента не вышла.

Он писал: "Я доэкспериментировался: картину прокат не покупает. Говорят: люди — ничего, люди есть, живые, но это не новелла. Не хватает бантика, с которым привыкли подавать картину зрителю".

После выхода на экраны "Живёт такой парень", в 1964-м, по переработанным собственным рассказам: "Классный водитель», "Коленчатые валы" и "Гринька Малюгин" Шукшин начал писать сценарий для киноэпопеи о восстании Стеньки Разина. Он изучал документы, консультировался со специалистом по истории России XVII века Сигурдом Шмидтом. Тот в своем отзыве на работу Шукшина написал: "Сценарий Шукшина — это прежде всего мастерское художественное произведение большой мысли и большой силы эмоционального воздействия. Пусть же поскорее замысел В. Шукшина воплотится в кинофильм".

Сценарий двухсерийной исторической картины "Я пришел дать вам волю" Гильдия кинодраматургов признала лучшим за 1967 год, однако разрешения на съемки от Комитета по кинематографии писатель не получил из-за высокой стоимости производства фильма.

Василий Макарович Шукшин
Василий Макарович Шукшин

В 1963 году в "Новом мире" отказались публиковать роман "Любавины" из-за большого объема и сложной темы — книга рассказывала о годах Гражданской войны. Первая часть вышла в 1965м, а позже издали отдельной книгой. В основу "Любавиных" легли семейные предания и истории старожилов села Сростки о годах Гражданской войны и коллективизации. В конце 1960-х Шукшин написал вторую часть книги, но ее рукопись обнаружили и опубликовали только после смерти писателя.

Поэт Василий Белов писал Шукшину: "Бросай киношку, ты же писатель… Не слушай никого, только пиши, пиши, пиши. Я глубоко убежден в том, что первооснова всего — литература".

После триумфального выхода "Калины красной" в 1974м, Василий Макарович написал повесть "Точка зрения", работал над философской сказкой "До третьих петухов. Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума". Согласился сниматься у Бондарчука в "Они сражались за Родину". Исполнил главную роль — солдата Петра Лопахина. Съемки проходили летом и осенью 1974 года на Дону.

Шукшин и Бурков на съемках "Они сражались за Родину"
Шукшин и Бурков на съемках "Они сражались за Родину"

К октябрю 1974 года оставалось закончить последний эпизод с участием героя Шукшина. Съемочная группа картины жила на теплоходе "Дунай". У писателя там была отдельная каюта. Он часто ложился спать поздно: работал над новыми рассказами. Когда 2 октября 1974 года Шукшин не вышел из каюты, к нему зашел Георгий Бурков — и обнаружил, что Василий Макарович умер.

Во всем что делал Шукшин чувствуется душа, любовь. Грубый деревенский мужик сохранил в себе человечность, детскую нежность к природе, Родине. Формулировки его часто коротки, некрасивы, но всегда точны и емки.

Русских называют людьми широкой души. Если судить по этому критерию, то Василий Шукшин был наверное самым русским из нас - широта его души не знает границ, в чем легко может убедится каждый кто возмет труд прочесть его работы. А пока дам насладиться несколькими цитатами, демонстрирующими глубину понимания тем, в которые погружался творец из деревни Сростки Алтайского края.

"Угнетай себя до гения"
"Все удобное мешает искусству"
"Ты счастлив, когда ты смел и прав"
"Мы не мыслители, у нас зарплата не та"
"Правда всегда немногословна. Ложь - да"
"Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь"

Материал полезен и созвучен? Ставь 👍, пиши чего нибудь в комментах. Репост приветствуется, но не наказывается. Подписка - это взаимные обязательства 😏

Другое от Мазая: