Найти тему
Ходо

Премьера в ГРДТ Бестужева.

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть». А.Н.Островский.

Вот и дождались, после полугодового перерыва, долгожданной премьеры в нашем любимом Государственном русском драматическом театре имени Н.А. Бестужева. Сразу скажу, что пишу первый раз, но не мог такое событие оставить без внимания.

За последние 10-12 лет, Анатолий Баскаков и особенно Сергей Левицкий, с коими я неплохо знаком, приучили нас к интересным и всегда непростым своим постановкам. Мы стали искушенными, требовательными и разборчивыми зрителями. Неординарные творческие сценические и режиссёрские ходы, Открытие касс, Ночь в театре и прочие локации и коллаборации, (раньше я и слов таких не знал), привлекли зрителей в театр. Он стал популярен. Он номинируется на "Золотую маску". Его работу обсуждают и не только в Улан-Удэ. Друзья-товарищи из других городов, Москвы, Калининграда, Новосибирска, Хабаровска, Благовещенска и других, посетившие спектакли нашего театра, причём люди разных возрастных групп, восхищенно отзываются о спектаклях и завидуют нам, что у нас такой театр. Кстати, такое-же впечатление о наших театрах «Байкал», Бурдрама и Оперный. На спектакли, и не только на премьеры, порой нет лишних билетов. Сразу скажу, я по образованию технарь, но люблю театр, и помню наш русский драмтеатр в здании по ул. Ленина, и помню пожар зимой в начале 70-х, потому что жили неподалёку, и помню нашумевший в 80-е спектакль "Звёзд на утреннем небе". Это всё к тому, что я знаком с театром достаточно хорошо, на уровне обычного зрителя-любителя, для кого собственно и существует театр.

Теперь о главном. Приглашённый московский режиссёр Дмитрий Матыкин, кстати видимо на что-то обидевшись, и не пришедши на премьеру, ставит на подмостках нашего русского драмтеатра бессмертную классику Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Мы в ожидании. В предвкушении.

И вот! Глафира Климовна что-то печатает на портативной пишущей машинке. А потом 1972. «Ди Пёрпл», «Дым над водой» и Егор Дмитриевич Глумов с электрогитарой и в костюме «пацанов» из-90-х. И далее всё в одну кучу. Костюмы всех эпох. От фрака Бобчиского до нескладного костюма 80-х того-же Глумова. Про дамские наряда я даже не говорю. Девять круглых столбов спускающихся сверху, то ли ротонда, то ли берёзовая роща, показ зрителю задников декораций. Дрековские ручки на лифтах времени, по-другому назвать ни как не могу, ни то, ни другое. Магнитофон непонятной эпохи. Скачущий гусар, с хлыстом, но почему-то без коня. Клоунесса-гадалка. К актёрам театра, нет ни одной претензии. Они исполняли задачу поставленную режиссером. Великолепный, я бы сказал, звёздный состав известных, заслуженных и любимых актеров: Сергей Рыжов, Марина Ланина, Леонид Иванов, Николай Брагин, Екатерина Белькова, Алена Байбородина, создали свои персонажи классно, на кураже, с осознанием глубины пьесы и ответственности перед зрителем, Новое поколение актёров, Виолетта Жукова, Геннадий Попов, Надежда Разуваева, Денис Погарский, Иван Кузнецов, Мила Барановская на мой взгляд тоже справились с поставленной задачей. Роман Гаврилов, исполнивший роль главного героя, тоже был на высоте. Исполнение актёров было безупречное. Всё по Островскому. Из эпиграфа. А вот постановка, сценография, музыка, свет, декорации. По моему, режиссер, всё что знал и где-то видел, а может не знал и не видел, просто впихнул для наполнения, создал спектакль по принципу - пиплы в провинции всё схавают. А вот не хавает наш зритель такого низкопробного компота. Мне обидно за нашего зрителя, за наших актеров, за наш театр. Неужели такое можно выпускать на сцену. Связи времен и эпох не получилось. Почему вместо печатной машинки, магнитофона и дневника Глумова, не использовать современные гаджеты типа, планшета, ноутбука, смартфона. Почему «Smoke on the water» от Deep Purple, которых я как подросток 70-х люблю, а не Баста, или Шаман. И вместо гусара, можно было придумать персонаж и посовременней. Театр существует и работает для зрителя. Воспитывает, учит, просвещает, заставляет задуматься, удивляет. Ничего подобного, я здесь не почувствовал. Вышел из зала и пустота. И забыл что смотрел. Только игра актеров и осталась в памяти. Проблем сегодняшнего дня, я в спектакле не увидел. Невольно вспомнишь Сергея Левицкого, который умело связывал разные эпохи, экспериментировал, применял не стандартные приёмы, заставлял актёров думать, предлагать, импровизировать, а не просто хорошо исполнять роль. И хотя я во многом не согласен с Сергеем Александровичем, но как актер и режиссер он безусловно очень талантлив.

И последнее. За полгода, по разным причинам, из театра ушло немало актеров, из-за чего были сняты несколько спектаклей, и афиша театра изрядно оскудела. Доходной части не стало. В противовес этому выпускается один спектакль, и то среднего качества. А ведь работникам театра, и актёрам и всем работникам цехов и администрации надо платить зарплату. За счёт дорогих билетов на этот спектакль, вряд ли получится. А ведь наш русский драмтеатр, с таким сценическим обеспечением, с таким актёрским составом и производственным коллективом, при правильной организации процесса, мог бы выпускать больше и лучшего качества спектаклей. Было бы, как говорится, желание да умение. Невольно вспомнишь незабвенного Петра Григорьевича Степанова, который умел объединять людей при бывалых разногласиях и направлять в нужное русло весь коллектив. Перспективу новых постановок, новый худрук не озвучивает. Да ещё и с таким качеством. И вряд ли в такой ситуации театр сможет достичь былых высот. А ведь так хочется. И верится.