Найти тему

Как экспонаты попадают в музей. Коллекция Г.А. Покровского. Часть 1.

При жизни Г.А. Покровский не успел распорядиться своим собранием церковных древностей, которым очень дорожил. Однако, он думал о том, чтобы передать его в государственный музей. В начале 2009 года Марфа Андреевна Покровская, желая сохранить память о супруге и не дать рассеяться плодам его многолетнего труда, передала более трехсот предметов русского христианского искусства в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Глеб Александрович Покровский (1925 – 2008) - доктор медицинских наук, профессор, коллекционер
Глеб Александрович Покровский (1925 – 2008) - доктор медицинских наук, профессор, коллекционер

Глеб Александрович Покровский родился 10 июля 1925 года в Москве. По линии отца он происходил из семьи потомственных священнослужителей. Его дед — иерей Феодор Иванович Покровский — был настоятелем храма Казанской иконы Богоматери в селе Юшта близ города Спасска Рязанской губернии (храм сохранился). Во многом благодаря семейным традициям Г. А. Покровский, детство и юность которого пришлись на годы жестоких гонений на Церковь, был человеком глубоко и искренне верующим, не боявшимся проявлять свои убеждения.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Юшта, где служил священником дед Г.А. Покровского. Современный вид. Фото с wikipedia.org
Церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Юшта, где служил священником дед Г.А. Покровского. Современный вид. Фото с wikipedia.org

В 1943 году, сразу после окончания средней школы Г. А. Покровский ушел на Великую Отечественную войну, в 1946 году поступил в Первый медицинский институт, а в 1956 году Г. А. Покровский начал свой врачебный путь в Институте скорой помощи имени Склифосовского, где вскоре возглавил хирургическое отделение.

Глеб Александрович Покровский
Глеб Александрович Покровский

Г. А. Покровский был талантливым хирургом, умевшим одинаково успешно проводить различные типы операций. Особенных успехов ему удалось добиться в оперативном лечении рака прямой кишки, методика которого во многом была разработана им самим. В связи с этим в 1972 году Г. А. Покровский перешел на работу в Институт проктологии, где стал заместителем директора по научной работе. Практикующим хирургом он продолжал оставаться почти до конца своей долгой жизни. Помимо успешной практической деятельности врача-хирурга Г. А. Покровский плодотворно занимался наукой. Ему принадлежит более 230 печатных трудов, в том числе 4 монографии. Он был доктором медицинских наук и профессором, под его руководством было защищено 15 кандидатских и 3 докторских диссертации. На протяжении многих лет Г. А. Покровский был ученым секретарем «Большой медицинской энциклопедии». За научные заслуги он был награжден Государственной премией России.  

Глеб Александрович Покровский
Глеб Александрович Покровский

Собрание икон и произведений декоративно-прикладного искусства Г. А. Покровского начало складываться с 1958 года. Долгие годы дружбы связывали Глеба Александровича с известным художником и коллекционером церковных древностей Павлом Дмитриевичем Кориным, под обаянием личности которого формировалось его собственное собрание. П. Д. Корин нередко бывал в доме Покровских и помогал Глебу Александровичу в его увлечении. Большую помощь оказали ему также реставраторы древнерусской живописи и потомственные иконописцы Михаил Иванович Тюлин и Дмитрий Евгеньевич Брягин. Последний вместе со своей женой Евдокией Трофимовной «опекали» его собрание как реставраторы.

Значительную часть собрания церковных древностей Г.А. Покровского (около 140 произведений) составляют иконы, отражающие русские иконописные традиции с конца XV до начала XX века. В большинстве своем иконы имеют оклады, в чем отразилось личное пристрастие собирателя. Г. А. Покровский живо интересовался историей убранства иконы, и именно оклады из своего собрания ему хотелось в первую очередь научно обработать и каталогизировать.

Еще одна особенность собрания Г. А. Покровского нередко присуща частным иконным коллекциям, — это антикварная реставрация, подразумевающая полную реконструкцию утраченных фрагментов живописи. Не все иконы собрания попадали к владельцу в идеальном состоянии. Глеб Александрович, по-христиански глубоко почитая икону, стремился к тому, чтобы вернуть к жизни произведение, даже если на нем сохранились лишь остатки авторской живописи. Ценя хорошие иконные оклады, он не мог допустить, чтобы они существовали отдельно от иконы или находились на иконе, утратившей красочный слой. Поэтому в его собрании есть несколько написанных специально под оклады новоделов.

БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ (ЯРОСЛАВСКАЯ) Первая половина XVI века. Москва
Дерево, левкас, темпера. 32,1 × 26,5 см. Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской. Собрание Музея имени Андрея Рублева
БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ (ЯРОСЛАВСКАЯ) Первая половина XVI века. Москва Дерево, левкас, темпера. 32,1 × 26,5 см. Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Одни из самых ранних икон собрания — две иконы Богоматери с Младенцем в типе Умиление (Ярославская). Одна их них, датируемая концом XV — первой третью XVI века, связана с новгородской художественной культурой провинциального круга. Другая, созданная в первой трети XVI столетия, отражает иконописную традицию, тяготеющую к Москве.

XVI столетие представлено в собрании рядом очень интересных памятников, некоторые из которых имеют выдающееся значение и принадлежат к безусловным шедеврам русского изобразительного декоративно-прикладного искусства. К их числу относятся «Святитель Николай Чудотворец» в серебряном сканом окладе с эмалями и украшенным крупными гранатами венцом. Этот образ входит в состав постоянной экспозиции музея - увидеть его можно в зале "Предметы личного благочестия".

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ 1590-е годы. Новгород. Дерево, темпера; серебро, гравировка, скань, эмаль по скани цветные камни; 34,5 × 29,3 см.
Из коллекции Г.А. и М.А. Покровских. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ 1590-е годы. Новгород. Дерево, темпера; серебро, гравировка, скань, эмаль по скани цветные камни; 34,5 × 29,3 см. Из коллекции Г.А. и М.А. Покровских. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Ряд произведений позднего времени из собрания Г. А. Покровского принадлежит старообрядческой традиции. Несколько замечательных по уровню исполнения икон выполнены в стилизаторской — под древнюю живопись — манере, ставшей популярной на рубеже XIX–XX веков благодаря возросшему интересу к древнерусскому художественному наследию. Произведения лучших московских иконописных мастерских начала XX века были представлены в его собрании подписными работами братьев Григория и Михаила Чириковых («Мученица Пелагия») и Якова Богатенко («Святые князья Борис и Глеб»).

БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ 1906 год. Мастерская Я.А. Богатенко, Москва Дерево, темпера. 31 × 26,7 см. Из коллекции Г.А. и М.А. Покровских. Собрание Музея имени Андрея Рублева
БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ 1906 год. Мастерская Я.А. Богатенко, Москва Дерево, темпера. 31 × 26,7 см. Из коллекции Г.А. и М.А. Покровских. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Собрание формировалось разными путями. Некоторые иконы Г. А. Покровский приобретал, довольно значительное число произведений было подарено ему друзьями. Вылеченные им пациенты, узнавая об увлечении своего доктора, также в знак благодарности нередко дарили Глебу Александровичу хранившиеся в их семьях и казавшиеся ненужными иконы. Наконец, отдельные произведения были подарены представителями духовенства, с которыми у Г. А. Покровского были многочисленные, давние и крепкие связи.

В годы, когда Музей имени Андрея Рублева был неформальным центром, объединявшим людей, которые не желали в условиях антирелигиозной государственной политики забывать о своих духовных истоках, Г. А. Покровский часто посещал его залы и возвращался после общения с великими произведениями русской иконописной традиции душевно преображенным и успокоенным. Он был знаком с первыми научными сотрудниками музея, благодаря чему бывал в нем еще до официального открытия, состоявшегося в 1960 году.

О шедевре XVI века, связанного с родом Годуновых и поступившем в музей из собрания Г.А. Покровского, мы расскажем в следующей публикации.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые рассказы о нашем музее и его экспонатах!