20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. Своим указом Петр велел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием.
На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов.
В древние времена на Руси вели отсчет «летам» с сотворения мира, а дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле в марте месяце, поэтому 1 марта (14 марта по новому стилю) считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия 22 марта. Празднование Нового года весной соотносилось с языческими традициями, которые в значительной степени сохранились и после принятия христианства.
В XV веке, когда Русь освободилась от ордынской зависимости, великий князь Московский, государь всея Руси Иван III Васильевич, отец Ивана Грозного, повелел установить единую дату Нового года как для русской церкви, так и для мирян. В 1492 году праздник перенесли на 1 сентября, таким образом объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка. Этот день был выбран для празднования неслучайно. Согласно Ветхому Завету, Господь Бог повелел каждый год особенно праздновать наступление 7 месяца, ибо именно тогда Ноев ковчег остановился на горах Араратских. При этом в России сохранилось летосчисление от сотворения мира, а не от рождения Иисуса Христа. После торжественной церковной службы в домах Новый год отмечали песнями, плясками и угощениями, и называли его тогда иначе – «Первый день в году».
Новые правила приживались в народе не просто. Земледельцы продолжали ориентироваться на весеннее равноденствие и совершать привычные ритуалы, с недоверием относясь к предложенным властями новшествам. Но за три века в государстве все же привыкли праздновать смену года осенью.
И когда все окончательно утвердилось, на авансцену выдвинулся энергичный самодержец Петр Алексеевич, перестраивавший свою державу на европейский манер. Если первым Романовым на русском престоле не было дела до праздника, то самый яркий представитель династии рассудил, что и этот аспект не может не входить в сферу его интересов.
Праздновать Новый год по европейским традициям Петр I решил вернувшись на родину после Великого посольства в 1698 году. Спустя год – 20 декабря 1699 года – царь издал новый указ, в котором подробно изложил какие перемены ждут подданных на пороге нового столетия. Теперь летоисчисление осуществлялось от Рождества Христова, а не от сотворения мира, и Новым годом становился день 1 января.
Предписания Петра Великого на этом не заканчивались. По велению государя все дома должно было украсить сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. Поскольку о подобной традиции в России было известно немногое, образцы наряженных деревьев выставили в московском Гостином дворе. Правда, после смерти государя о ёлках скоро позабыли, и нарядное дерево стало символом новогоднего праздника лишь в 30-40-е годы XIX века.
Отныне Новый год становился общественным, а не домашним праздником. Царь мечтал, чтобы этот день отмечали фейерверками и громкими выстрелами пушек или ружей. На улицах Петр I распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. В ночь с 31 декабря 1699 года на 1 января 1700 года праздник впервые отметили по петровским предписаниям. На Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, а москвичи стреляли из мушкетов и пускали пороховые ракеты возле своих домов. Бояре и служилые люди облачились в венгерские кафтаны, их супруги – в нарядные платья, сшитые по европейской моде.
Шумные торжества продолжались до 6 января и окончились крестным ходом. Здесь Петр Великий вновь отверг древние традиции, и не шел вслед за представителями духовенства в богатом облачении. Вместо этого он надел мундир и остался на берегу Москвы-реки в окружении солдат Семеновского и Преображенского полков, наблюдая за процессией.
С тех пор празднование Нового года постоянно проводилось в ночь с 31 декабря на 1 января. Важным составляющим праздника являлось съедание зажаренного «кесаретского поросенка». Это особое блюдо обязательно входило в ужин в Васильев вечер накануне Нового года. Входили в трапезу и другие продукты, поедание которых должно было способствовать благополучию семьи в новом году.
При Екатерине II знать, в новогодний праздник, начала проводить балы-маскарады. Отмечали Новый год и пальбой из пушек, которую позже отменил Павел I. Новогодняя ель окончательно вошла в обиход в период царствования Николая I. Произошло это благодаря супруге императора — прусской принцессе, принявшей православие под именем Александры Федоровны.
Елки украшали в дворянских домах по немецкому образцу: на ветки вешали яблоки, символизирующие запретный плод, а венчала дерево Вифлеемская звезда. Впоследствии появились игрушки на рождественскую тематику.
Праздник становился все более народным. В начале двадцатого столетия у праздника появился еще один символ – Дед Мороз, «прообразом» которого считают то языческого колдуна по имени Трескун, то святого Николая Чудотворца.
В годы Первой мировой войны Новый год отмечали уже не так пышно, как желал Петр I – многим не хотелось повторять традиции немцев. На волне вызванных Первой мировой войной антинемецких настроений, Синод назвал елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».
После Октябрьской революции 1917 года новогодние празднества то запрещали, то разрешали вновь. Окончательное возрождение Нового года случилось в 1930-х: главный зимний праздник все же был реабилитирован, он вернулся ярким, шумным, волшебным. И таким остался до наших дней. А нерабочим днем 1 января объявили только в 1947 году.
#календарь событий #памятные даты #праздники #торжества