Периодически на просторах интернета появляются статьи, подтверждающие или опровергающие версию о том, что А.С. Пушкин и Александр Дюма –это один и тот же человек. Привычка самостоятельно искать ответы на интересующие тебя вопросы, стала стимулом для изучения большого массива материала на эту тему. Необходимо понять, что представляет собой эта гипотеза –интригующий вымысел или за ней скрывается грандиозная мистификация, разыгранная величайший поэтом, Александром Сергеевичем Пушкиным.
Казалось бы, о чём тут говорить, всё давным-давно известно и изучено, но на поверку оказывается, что всё не так просто и однозначно, как написано в учебниках….
Проверять данную гипотезу будем по целому ряду параметров и первое, с чего необходимо начать, это:
Внешний вид
На первый взгляд, всё просто, достаточно сравнить внешность Пушкина и Дюма и всё станет ясно, тем более, что у Пушкина была достаточно характерная внешность. Невысокий рост, кучерявые волосы, тёмный цвет кожи.
Вот давайте и сравним:
или вот ещё:
Сравнили? И что? Одинаковые кучерявые волосы, овал лица. Человеку с возрастом свойственно меняться, особенно если в твоём теле количество килограммов прибавляется. А сколько раз, встретив кого-то на улице, мы говорим: «Извини, я тебя не узнал», хотя прошли какие-то считанные годы после совместной учёбы, работы и т.д. В любом случае, данное сравнение, является оценочным суждением каждого из нас и не может служить основанием для опровержения или подтверждения версии.
Да, но нам говорят, что Дюма был тучным мужчиной, ростом 190 см. Рост же А. С. Пушкина, что указан его братом Львом, 164,5 сантиметра «с небольшим», а записанный Чернецовым – 166,7. Рост, который указал для полиции сам Александр Сергеевич, 160 сантиметров. Одной этой информации было бы достаточно, чтобы прекратить разговоры на эту тему, если бы это было правдой. Но на поверку оказывается, что эта информация –ложь.
Вот фотографии Александра Дюма с актрисой Адой Манкен.
Оглушительную популярность этой актрисе принесла роль Мазепы в пьесе «Мазепа» по поэме лорда Байрона. По сюжету, Мазепу привязывали к лошади и отправляли в степь, но при ударе с него падала одежда, и он скакал дальше уже полуголый. На Аду надели трико телесного цвета, сажали на пони и она носилась по сцене. Публика была в полнейшем восторге.
Во время одного из своих выступлений в Париже в 1866 году Ада Манкен познакомилась с Александром Дюма, который был покорен ею. Доподлинно известно, что рост этой актрисы составлял 150 см. Ну и о каких 190 см. Александра Дюма здесь можно говорить?
Далее. Об африканских корнях дедушки А.С. Пушкина всем хорошо известно, но оказывается африканские корни были и у Александра Дюма. Родом с Африки, согласно официальной биографии, была его бабушка, именно этим объясняется его смуглый цвет кожи. Во Франции того времени, впрочем, как и во многих других странах, широкую популярность получила теория Дарвина о происхождении человека. Отношение к темнокожим людям в те времена, разительно отличалось от того, как к ним относятся сейчас. Будучи достаточно вспыльчивым человеком, в ответ на частые расистские комментарии по поводу его цвета кожи, Дюма говорил нечто вроде:
"Мой дедушка был негр, но вообще-то у нас с Вами один общий родственник - обезьяна."
Так бывает часто, когда человек, находясь в эмоционально неустойчивом состоянии, забывает необходимую «легенду» и выдаёт реальную информацию. Или он просто ошибался?
Ещё одним доводом против версии - Дюма -это Пушкин, является утверждение о том, что у них был разный цвет глаз. Утверждается, что у Дюма они были чёрные, а у Пушкина – голубые. Но вот что писала в своём дневнике по поводу цвета глаз Пушкина фрейлина двора А. Смирнова-Россет:
“Я увидела, что вошёл незнакомый молодой человек, невысокий… У него голубые глаза с серым оттенком; когда зрачки расширяются, то глаза кажутся чёрными.»
Как видим, сравнение внешнего вида, не даёт нам оснований утверждать, что А.С. Пушкин и Александр Дюма, это совершенно разные люди. Идём дальше.
Почерк
Конечно, все вопросы по этой версии сняло бы сравнение отпечатков пальцев, но их, увы, нет, а вот образцы почерков сравнить мы можем
Вот они:
Не знаю, что по этому поводу говорят эксперты, но по мне они совершенно одинаковые. Кстати, уже придумано объяснение такого удивительного сходства почерков. Оказывается, подлинного почерка Дюма не сохранилось, а всё что выдаётся за его почерк –это почерк некого переписчика, имя которого история не сохранила. И это, не смотря на фразу, сказанную Дюма:
«Руки, написавшие за 20 лет 400 романов и 35 драм, — это руки рабочего!»
А вот ещё одно подтверждение ложности тезиса о том, что Александр Дюма сам ничего не писал.
«В романах о мушкетерах, у Атоса есть вышколенный лакей Гримо. Атос приучил его молчать, поэтому ответы лакея выглядят в основном так: «Гримо кивнул». В лучшем случае он дает односложные ответы. Эта колоритная личность своему появлению обязана «газетному» прошлому романов Дюма: ведь ему платили построчно, а это позволяло увеличить количество строк. Но вот Дюма объявили, что платить будут только за строчки, которые занимают больше половины колонки. И писателя застали за вымарыванием из рукописи целых страниц.
– Что вы делаете, Дюма?
– Да вот убил его…
– Кого?
– Гримо… Ведь я его придумал только ради коротких строчек. Теперь он мне ни к чему.»
Но и это ещё не всё.
В ЦГАЛИ хранится личный фонд И. Робийяра. В нём был обнаружен автограф Дюма.- небольшое стихотворение, относящееся к периоду его пребывания в Петербурге с 3 по 18 июля 1858 года..
Вот это стихотворение;
Vous voulez que deux mots constatent la mémoire
De cinq jours écoulés comme un rève enchanteur.
De ce voyage, hélas, voilà toute l’histoire.
Vous la conserverez vous dans votre mémoire —
Je la garderai dans mon coeur.
Près le lac Ladoga,
A. Dumas
Перевод:
Вы хотите, чтобы я изложил в двух словах воспоминание
О пяти днях, промелькнувших, как волшебный сон.
Вот, увы, и окончилось это путешествие!
Сохраните его в Вашей памяти.
А я сохраню его в своем сердце.
Близ Ладожского озера
А. Дюма
А это фотокопия этого стихотворения-автографа Дюма:
Не трудно убедиться, что образцы почерков Александра Дюма, А.С. Пушкина и почерк на этом стихотворении=автографе Александра Дюма, идентичны.
Итак, сравнение почерков А.С. Пушкина и Александра Дюма не то что опровергло данную гипотезу, а наоборот, её только укрепило.
Следующий параметр для сравнения:
Росписи А.С. Пушкина и Александра Дюма.
Вот они:
О степени их сходства судите сами. Но наклон и размеры букв, практически одинаковое написание букв «Ш» и «М», одинаковое по стилю начертание дуги в начале подписи в слове «ДЮМА» и дуги под словом «Пушкин», дают основание допускать, что обе подписи сделаны одним и тем же человеком.
Привычки.
Характерной особенностью человека являются его привычки, которые зачастую, не меняются всю жизнь. Давайте попробуем сравнить некоторые из них.
Отношение к спиртному.
А.С. Пушкин:
В 1828 году Пушкин пишет А.А. Дельвигу:
«Напрасно, пламенный поэт,
Свой чудный кубок мне подносишь:
Не пью, любезный мой сосед!».
Вот что по этому поводу писал Ф. Н. Глинка:
«Многие тогда сами на себя наклепывали. Эта тогдашняя черта водилась и за Пушкиным: придет, бывало, в собрание, в общество, и расшатывается: «Что вы, Александр Сергеевич?» – «Да вот выпил 12 стаканов пуншу!» А все вздор, и одного не допил.»
Или вот что пишет Ю. Н. Щербачев в книге «Приятели Пушкина Щербинин и Каверин»
«Приведу анекдот, слышанный мною в детстве, более чем вероятно, дошедший до моих домашних от Щербинина или Каверина, – вернее от последнего. На одном кутеже Пушкин побился, будто бы, об заклад, что выпьет бутылку рома и не потеряет сознания. Исполнив, однако, первую часть обязательства, он лишился чувств и движения и только, как заметили присутствующие, все сгибал и разгибал мизинец левой руки. Придя в себя, Пушкин стал доказывать, что все время помнил о закладе и что двигал мизинцем во свидетельство того, что не потерял сознания. По общему приговору, пари было им выиграно.»
А это отношение к спиртному Александра Дюма:
«Будучи совершенным невеждой в оценке достоинства вин и не умея отличить бордоское от бургундского, я напротив, большой знаток воды. Когда я жил в Сен-Жермене и мой садовник по лености ходил черпать воду из фонтана, находившегося ближе того места, откуда обыкновенно доставлялась вода, я запросто разоблачал его. Подобно людям, пьющим мало, — это какой-то парадокс — я не скоро напиваюсь. Люди, пьющие много, быстро напиваются оттого, что у них всегда остается похмелье от предыдущего дня.»
Отношение к табаку, сигаретам
Бывало, пушка заревая
Лишь только грянетъ съ корабля,
Съ крутаго берега сбѣгая,
Ужъ къ морю отправляюсь я.
Потомъ за трубкой
раскаленной, Волной соленой оживленной,
Какъ Мусульманъ въ своемъ раю,
Съ Восточной гущей кофе пью...
(А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Отрывки из путешествия Онегина)
Информация о что, А.С. Пушкин любил покурить сохранилась во многих воспоминаниях его современников. Например, А. О. Смирнова вспоминала,
«какъ, участвуя однажды, въ гостяхъ у Карамзиныхъ, въ импровизированныхъ живыхъ картинахъ, Пушкинъ, „сидя на землѣ и куря трубку, изображалъ хана Гирея“; впрочемъ, здѣсь онъ курилъ не какъ Пушкинъ, а какъ Гирей („янтарь въ устахъ его дымился“).»
или
"Бывая въ концѣ двадцатыхъ годовъ у Нащокина, онъ , как писал Нащёкин Анненкову:«цѣлые дни проводилъ въ кругу домашнихъ своего друга, на диванѣ, съ трубкой во рту. Пушкинъ очень любилъ эти часы въ домѣ друга: „много“ — писалъ онъ ему однажды) — „скопилось для меня въ этотъ годъ такого, о чемъ не худо бы потолковать у тебя на диванѣ, съ трубкой въ зубахъ“...
Итак, сомнений нет. А.С. Пушкин курил и делал это с удовольствием.
А каково же было отношение к курению у Александра Дюма? Есть информация о том, что Александр Дюма не курил. Это утверждение верно, но отчасти. Предоставим слово самому Александру Дюма и всё станет ясно.
Увлечение женщинами.
Об этом можно было бы написать целую книгу. Но нам сейчас важно понять, имели ли такое увлечение место быть у обоих или нет.
Вот что пишут об этом современники А.С. Пушкина.
«Пушкин любил всех хорошеньких, всех свободных болтуний. Из числа первых ему нравилась Марья Петровна Шрейбер, 17-летняя дочь председателя врач. управы, но она отличалась особенной скромностью или, лучше сказать, застенчивостью; ее он видал только в клубах. Она скоро вышла замуж и уехала. К числу вторых принадлежала Виктория Ивановна Вакар, жена подполковника. Вакарша была маленького роста, чрезвычайно жива, вообще недурна и привлекательна, образованная в Одесском пансионе и неразлучная приятельница с Марьей Егоровной Эйхфельдт. Пушкин находил удовольствие с ней танцевать и вести не стесняющий разговор. Едва ли он не сошелся с ней и ближе, но, конечно, не надолго. В этом же роде была очень миленькая девица Аника-Сандулаки. Пушкин любил ее за резвость и, как говорил, за смуглость лица, которому он придавал какое-то особенное значение. Одна из более его интересовавших была Елена Федоровна Соловкина, жена командира Охотского полка. Она иногда приезжала в Кишинев к своей сестре. Но все усилия Пушкина, чтоб познакомиться в доме, были тщетны… Как я полагаю, ни одна из всех бывших тогда в Кишиневе не могла порождать в Пушкине ничего кроме временного каприза; и если он бредил иногда Соловкиной, то и это, полагаю, не по чему другому, как потому только, что не успел войти в ее дом, когда она по временам приезжала в Кишинев.»
И. П. Липранди, стб. 1234–1235, 1246.
«В свете Пушкин предался распутствам всех родов, проводя дни и ночи в непрерывной цепи вакханалий и оргий. Должно дивиться, как здоровье и талант его выдержали такой образ жизни, с которым естественно сопрягались и частые гнусные болезни, низводившие его не раз на край могилы. Пушкин не был создан ни для света, ни для общественных обязанностей, ни даже, думаю, для высшей любви или истинной дружбы. У него господствовали только две стихии: удовлетворение плотским страстям и поэзия, и в обоих он – ушел далеко…. Вечно без копейки, вечно в долгах, иногда почти без порядочного фрака, с беспрестанными историями, с частыми дуэлями, в близком знакомстве со всеми трактирщиками, непотребными домами и прелестницами петербургскими, Пушкин представлял тип самого грязного разврата.»
Гр. М. А. Корф. Записка. – Я. К. Грот
Хорошо известен донжуанский список Пушкина — два параллельных списка женщин, которыми он увлекался и/или с которыми был близок, в хронологическом порядке. Пушкин сам составил их в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой. Список представляет собой запись в два столбца. По мнению В. В. Вересаева, в первой части списка — имена женщин, которых Пушкин любил сильнее, во второй — женщины, которыми он был увлечён. На последнем месте длинного списка поставлена Наталья – будущая жена поэта, его «113 любовь». Список был составлен в 1829–30 годах.
Женщин в жизни Дюма было много. Они по очереди, а иногда и одновременно вдохновляли писателя в его творчестве. Сам он не без самодовольства признавался:
«Я держу любовниц, руководствуясь исключительно гуманностью; если бы я ограничился лишь одной, она бы и недели не прожила. Не хочу преувеличивать, но полагаю, что по свету у меня разбросано более пятисот детей».
Думаю, если просто перечитывать воспоминания на эту тему без указания того, кто это сказал или к кому это относится, то очень многие из нас были бы уверены в том, что речь идёт об одном и том же человеке. Как вариант, это разные люди, но имеющие одинаковую страсть к женщинам.
Отношение к еде.
Считается, что Александр Сергеевич Пушкин не был утонченным гурманом, но толк в еде знал. Он любил вкусно и сытно поесть. В записных книжках обнаружена запись:
“Не стоит откладывать до ужина то, что можно спокойно съесть за обедом!”.
Секреты барской кухни с многочисленными рецептами передавались по наследству. Известно, что П.А. Ганнибал, двоюродный дед А.С. Пушкина, лично составил для дома кулинарное руководство.
Особой популярностью во времена Пушкина пользовались книги по домоводству и сборники кулинарных рецептов тульского помещика Василия Левшина, новаторские для России того времени, которые можно было найти и в библиотеке поэта.
Естественно, кулинарная тема многократно отражалась в творчестве поэта.
Например,
Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони,
Да яичницу свари.
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке.
Жареных котлет отведай
И отправься налегке…
Как до Яжельбиц дотащит
Колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит
Сладострастный свой глазок!
Поднесут тебе форели!
Тотчас их варить вели,
Как увидишь: посинели,
Влей в уху стакан шабли.
Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленькой кусок.
Яжельбицы — первая станция после Валдая.
— В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? если же нет,
У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай.
Из письма к Соболевскому. 1826 г.
Об отношении Александра Дюма к еде много говорить нет необходимости. Достаточно вспомнить его Большой кулинарный словарь.
Игра в шахматы
Оказывается, увлечение этой игрой также свойственно и А.С.Пушкину и Александру Дюма.
Поэт бывал в доме графа Ю.П. Литта, где собирались литераторы, интересующиеся шахматами. Там же у графа любил гостить знаменитый русский шахматист Александр Петров, который частенько устраивал показательные шахматные партии по игре вслепую. Не удивительно, что в библиотеку Пушкина попало руководство Александра Дмитриевича "Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечание на оные". СПб., 1824 г. с надписью: "Милостивому Государю Александру Сергеевичу Пушкину в знак истинного уважения". Этот шахматный учебник не просто стоял на полке, а внимательно изучался поэтом. Об этом свидетельствуют многочисленные пометки, сделанные рукой А.С. Пушкина на его полях.
Но и это ещё не всё. А.С. Пушкин выписывал из Парижа первый шахматный журнал: «Паламед»
Увлечение шахматной игрой нашло своё отражение и в творчестве. Многим хорошо известны эти строки из «Евгения Онегина»:
Уединясь от всех далёко,
Они над шахматной доской,
На стол облокотясь, порой
Сидят, задумавшись глубоко,
И Ленский пешкою ладью
Берёт в рассеянье свою
А вот эти стихи почти не известны. Это черновик «Сказки о Золотом петушке». Первоначально, эта сказка представлялась как игра между стариком и царицей.
Царь увидел пред собою
Столик с шахматной доской
Вот на шахматную доску
Рать солдатиков из воску
Он расставил в стройный ряд.
Грозно куколки сидят
Подбоченясь на лошадках
В коленкоровых перчатках
С палашами на плечах.
1833 год
Играл в шахматы и Александр Дюма. Из документальных источников известно, что писатель Александр Дюма в 1858-1859 годах, путешествуя по Кавказу, некоторое время провел в Азербайджане. В доме управляющего одним из кварталов Баку, Пигулевского, Дюма знакомится с Хуршудбану Натаван и ее супругом Хасаем Усмиевым. Между ними завязываются искренние дружеские отношения. Французский писатель разыгрывает партию в шахматы с азербайджанской поэтессой, в которой поэтесса побеждает.
Карточные игры
Пушкин был азартным игроком. Но в игре ему часто не везло, что зачастую приводило к карточным долгам. На кон ставилось всё что угодно. Однажды, играя с тестем своего брата по фамилии Загряжский, он поставил на кон 5-ю главу «Евгения Онегина» и… проиграл. Казалось бы, всё, игре конец, но азарт Александра Сергеевича лишь разгорелся с новой силой. Он предложил сыграть на паре дуэльных пистолетов и в этот раз победил. Пушкин забрал назад свои деньги и главу "Онегина".
Увлекался ли Дюма карточными играми? Пока не удалось найти информацию по этому вопросу. Может быть кто-то из вас, читателей, знает ответ на этот вопрос?
Согласитесь, рассмотрение внешнего вида, почерков, подписей, привычек, увлечений не даёт нам абсолютно никаких оснований утверждать, что данная гипотеза -чистейший вымысел. Не удалось найти ничего, к чему у А.С. Пушкина и Александра Дюма было бы диаметрально противоположное отношение.
Далее мы рассмотрим биографию Александра Дюма. С учётом того, что А.С. Пушкин никогда не был во Франции, а Александр Дюма до 1858 года, в России, обязательно должны быть факты, которые однозначно укажут, что это разные люди. Итак,
Биография
Историю родословной Александра Дюма следует начинать задолго до рождения самого Александра. Дед писателя, маркиз де ля Пайетри, в 60-х годах ХVIII века оказался на Сан-Доминго (нынешняя территория Гаити), куда его отправили служить комиссаром артиллерии. Там у маркиза и его чернокожей рабыни случился роман. Девушка родила четверых детей, но процветающая работорговля и финансовые проблемы маркиза вынудили его продать возлюбленную в рабство вместе с отпрысками.
По версии биографа Александра Дюма Клода Шоппа, непутёвому отцу все же удалось выкупить одного ребёнка. Им оказался Тома, отец будущего писателя. Обладая отличными физическими данными, высоким ростом, атлетичным телосложением и тёмной кожей, Тома быстро сделал военную карьеру и стал первым французским генералом африканского происхождения.
В 1798 году Бонапарт назначает Тома командующим кавалерией армии Востока. В 1801-м он оказался в плену, где пробыл два года. Вернулся в сильном измождении, в 1806-м Том Дюма скончался.
Из официальной биографии Александра Дюма известно, что родился он 24 июля 1802 года в городе Виллер-Котре на севере Франции. Отца звали Том Дюма, маму – Мария-Луиза Лабурэ.
В 1823 году в возрасте 21 года начинающий поэт Александр Дюма покидает родной город Виллер-Котре вместе с другом Адольфом де Лёвеном. К этому моменту они уже написали несколько совместных пьес, которые не приняли ни в одном парижском театре.
Биограф писателя Клод Шопп уверен, что Дюма и его другом двигали отнюдь не творческие мечты, а вполне меркантильные. Дерзкое обаяние и экзотическая внешность произвели должное впечатление на парижскую интеллигенцию. И Александр быстро оказался в кругу нужных связей и знакомств.
Однако науки давались писателю с трудом. Мать сама учила сына всему, что знала. И единственное, чем он мог гордиться, это прекрасный почерк. В Париже он принял решение поступить на службу в канцелярию к герцогу Орлеанскому, одновременно самостоятельно постигал литературу, теорию театра и историю драмы.
В 1825 году появляется небольшой сборник «Современные новелы»
Первое театральное признание придёт к Дюма в 1829 году после постановки его пьесы «Генрих III и его двор». А уже через год он подружится с ещё одним гением поколения Виктором Гюго, вместе они произведут революцию романтизма в парижском классическом театре «Комеди Франсез». В ближайшие годы было написано еще несколько драм и комедий. В число наиболее известных произведений того периода входят «Антони», «Христина», «Кин, гений и беспутство» а также, в 1832 году - «Польская башня».
Во время романа со своей покровительницей Мелани Вальдор, он также соблазнил её соседку, Мари-Катрин Лабэ, которая в 1824 году родила сына и назвала его Александром. Но Дюма признал сына лишь семь лет спустя.
Дебют Дюма как писателя состоялся в 1838-м. Все началось с романа-фельетона под названием «Шевалье д’Арманталь», опубликованного в одной из газет.
Казалось бы, вот пусть и не подробная, но наполненная многими фактами биография, которая не оставляет никаких шансов на то, чтобы утверждать о том, что Дюма и Пушкин это один и тот же человек. Однако при перепроверке данной биографии выясняется следующее:
1. Есть другая версия рождения Александра Дюма. Утверждается, что родился он в роботном доме для неимущих и покалеченных жителей на окраине Парижа. Подтвердить или опровергнуть рождение Дюма в этом месте или в городе Виллер-Котре никто не может.
2. Его отец, Тома, жил полным отшельником, ни с кем не общался и умер в полном одиночестве, когда Александру было 4 года. Эта информация совершенно противоречит тому, что писали о Дюма, когда он стал знаменитым писателем:
«Детство маленького Александра прошло в замке де Фосе, в окружении слуг и любящих родителей. Но счастье длилось недолго. Когда будущему писателю было только четыре года, его отец умер от рака желудка. В этот день маленький Александр выскочил на лестницу с отцовским ружьём и криками «Я убью Бога, который убил моего отца!».
3. Интересно, но в романе французского писателя Андре Моруа "Три Дюма" (1957г.), вот что говорится о только что родившемся Александре Дюма.
«Он ( отец, Том Дюма) страстно привязался к красавцу сыну, белокожему и голубоглазому, лишь курчавые волосы ребенка выдавали, что он на одну четверть африканец.»
«Белокожий и голубоглазый». Однако….Всё это только подчёркивает легендарность событий связанных с рождением Александра Дюма.
4. О матери Дюма, Марии-Луизе Лабурэ, нет совершенно никаких сведений. И это невзирая на то, что согласно официальной биографии:
" Мама всеми силами пыталась добиться для него государственной стипендии, чтобы мальчик мог пойти на учебу в лицей. Сама учила сына писать и читать».
5. Никаких воспоминаний Виктора Гюго о знакомстве с Александром Дюма в обозначенный период не существует. Перепроверить знакомство Гюго и Дюма, невозможно.
6. Далее, вспоминаем:
«Мать сама учила сына всему, что знала. И единственное, чем он мог гордиться, это прекрасный почерк. В Париже он принял решение поступить на службу в канцелярию к герцогу Орлеанскому».
За годы работы в этой канцелярии, там должны были быть исписаны огромное количество листов. Что стоило найти в архивах хоть что-то написанное рукой Дюма? Но вместо этого нам говорят, что рукописей, текстов, написанных рукой Дюма, не сохранилось. Другими словами, нам предлагают просто поверить в то, что написано в официальной биографии.
7. До 1837 года Александром Дюма было написано много произведений, но оказывается, самого автора в издательствах никто никогда не видел. Интересы автора представлял известный драматург и театральный режиссёр Адольф де Лёвен.
8. О сыне Александре.
Следует признать, что этот факт является очень весомым аргументом в опровержении обсуждаемой гипотезы. Однако и он имеет иную трактовку.
В 1823 году А.С. Пушкин был в Одессе, где познакомился с Амалией Ризнич, женой одесского банкира Ивана Степановича Ризнича.
Итогом этого знакомства был роман, в результате которого Амалия забеременела и весной 1824 года родила сына, которого назвала Александром. Муж, Иван Степанович Ризнич не простил жене измену и отправил её и её сына Александра, в Италию. В 1825 году Амалия умерла от чахотки. Пушкин попросил своего брата, Льва Сергеевича, разыскать оставшегося сына.
Лев исполнил просьбу брата, нашёл Александра и нашёл женщину, Мари-Катрин-Лабэ, которая согласилась его воспитывать.
Планировалось, что А.С. Пушкин в скором времени окажется в Париже и возьмёт на себя ответственность за дальнейшую судьбу сына. В 1831 году Лев Сергеевич, служивший в то время в Польше, вновь прибыл в Париж, по суду забрал Александра у Мари-Катрин и определил его в пансион на воспитание.
Если говорить честно, то было совершенно не понятно, как можно было по суду забрать ребёнка у матери? Оказывается, дело обстояло следующим образом.
В марте 1831 года к нотариусу Жану-Батисту Моро пришёл человек и принёс следующее письмо:
Александр Дюма – нотариусу Жану-Батисту Моро:
«Сударь, я прошу Вас оформить необходимые документы, дабы признать моим ребенка, зарегистрированного 27 июля 1824 года в мэрии на Итальянской площади под именем Александр.
Мать: госпожа Лабе. Отец – неизвестен.
Я хочу провести усыновление так, чтобы об этом не узнала мать. Полагаю, что это возможно.
Мое полное имя: Александр Дюма Дави де ля Пайетри. Университетская улица, 25.
Дело это не терпит отлагательства: я боюсь, что у меня отнимут ребенка, к которому я очень привязан. Соблаговолите рассказать лицу, передавшему Вам это письмо, какие дальнейшие шаги надлежит предпринять. Я полагаю, что понадобится свидетельство о рождении; если так, его вам принесет то же лицо. Прошу Вас, сударь, принять мои уверения в глубочайшем почтении.
Алекс.Дюма».
Из текста письма видно, что не сам Дюма решал вопросы усыновления, а это делал некто, имя которого в письме не указано. А вот дальше самое интересное. Выясняется, что матерью Мари-Катрин-Лор Лабе Александру не была. Она официально усыновила Александра только 21 апреля 1831 года, примерно на месяц позже, чем это сделал Дюма. Напомним, что родился Александр 27 июля 1824 года. Что мешало Мари-Катрин-Лор Лабе, если она была его матерью, оформить необходимые документы при рождении ребёнка? Рассматривая дело, суд встал на сторону Дюма только по причине того, что он первым официально усыновил ребёнка. Лабе не соглашалась с решением суда, но «суд отдал приказ полицейскому комиссару забрать у матери семилетнего Александра Дюма-сына и поместить его в пансион».
Скорее всего, в 1831 году, между Катрин Лабе и тем, кто представлял Дюма, произошло выяснение отношений. Бросившись оформлять усыновление, Лабе, скорее всего, надеялась получить средства на содержание себя и Александра, но опоздала. Отец Александра предполагал такую реакцию Лабе, поэтому и оформил усыновление так, чтобы она об этом не узнала (Я хочу провести усыновление так, чтобы об этом не узнала мать. Полагаю, что это возможно.)
9. Участие в парижских событиях 1832 года.
В июне 1832 года, в Париже, похороны генерала Ламарка вылились в двухдневную кровавую схватку, окончившуюся победой сторонников псевдозаконной монархии над республиканцами. В Париже было введено военное положение. Правительство приносит в жертву студентов Политехнической школы и артиллеристов национальной гвардии...
Дюма возглавляет колонну артиллеристов.
Эта история в подробности описана в книге «Три Дюма», изданной в 1957 году. Автор Андре Моруа (1885-1967) и представляет собой художественный вымысел писателя. После того, как в этой же книге о рождении Дюма он написал: «Он ( отец, Том Дюма) страстно привязался к красавцу сыну, белокожему и голубоглазому..», относится иначе к написанному Андре Дюма невозможно.
У произошедшего после этих событий также различная трактовка. По одним сведениям, Дюма был расстрелян за участие в восстании, по другим, уехал ха границу. По третьим, преспокойно жил в Париже. Другими словами, достоверной, перепроверяемой информации об этих событиях нет.
10. Дочь Александра Дюма, Мари Александрин
Оказывается, у Дюма была ещё и дочь. Официальная информация такова.
Мари Александрин Дюма (фр. Marie-Alexandrine Dumas; Париж, 5 марта 1831 — Курбевуа, 26 марта 1878), французская писательница, художница, дочь Дюма отца и актрисы Белль Крельсамер.
Казалось бы, всё, пора признавать гипотезу интригующим вымыслом, если бы не одно «но».
В метрической книге значилось: «Родилась на улице Университетской, дом 7, отец и мать неизвестны». Дабы ни у кого не возникли сомнения в достоверности написанного выше, скажем, что источником этой информации является Метрическая книга Парижа за 1830 год. Обратите внимание, 1830, а не 1831 год. Очевидно намного позже, когда писалась биография Дюма в Метрической книге Парижа не нашли нужную запись за 1831 год. И потом, ладно отец неизвестен, но куда дели актрису Белль Крельсамер?
А откуда мы знаем, что Мари Александрин дочь Дюма? Оказывается, из воспоминаний самой Александрин.
Вполне возможно, когда возникла необходимость в написании биографии, Александр Дюма удочерил Мари Александрин и она стала официально его дочерью. Весь вопрос, когда это произошло и как это перепроверить. После: «отец и мать неизвестны», веры в эту историю нет никакой.
Современники о Дюма до 1838 года
Зачастую приходится читать, что в 1834 году о Александре Дюма писал Белинский. Это не совсем так. В этот год выходит перевод части одного произведения Александра Дюма, выполненный Виссарионом Григорьевичем Белинским. Этот перевод вышел под следующим названием:
Месть.
Изъ Путевыхъ Впечатлѣній Александра Дюма.
"Телескопъ" 1834 г., т. XXII, стр. 98--114 и 134--176. Цензурное разрѣшеніе отъ 13 іюля 1834 г. и 20 іюля 1834 г. Этотъ переводъ нигдѣ еще не былъ указанъ.
Ну и что? До 1837 года было опубликовано не одно произведение, где автором был указан Александр Дюма.
Если не предвзято изучить всю биографию Александра Дюма, то она распадается на две совершенно разные части.
Одна, начиная с 1838 года, представляет собой насыщенную многими последовательными, легко перепроверяемыми событиями, многочисленными воспоминаниями современников, не содержит «белых» пятен».
Другая, до 1838 года, содержит множество событий, которые или перепроверить невозможно, или эти события имеют иную трактовку. Кроме этого, биография содержит целые периоды, о которых нет совершенно никакой информации.
Таким образом, опровергнуть выдвинутую гипотезу на основании официальной биографии Александра Дюма, не представляется возможным.
Продолжение здесь
На канале "Семь Заветных Струн" вы найдёте другие публикации о нашем прошлом. Читайте, вам будет над чем задуматься.