После отречения Николая II и домашнего ареста царской семьи в Александровском дворце Царского Села, как для самих Романовых, так и для оставшихся им верными части свиты не осталось никаких развлечений, кроме ограниченных по времени прогулок и бесед друг с другом.
В этот период у цесаревича Алексея (ему было уже почти 13 лет) неожиданно открылся талант киномеханика (штатный дворцовый киномеханик к этому времени был удален Временным правительством). В течение весны и лета 1917 года маленький цесаревич несколько раз приглашал всех желающих (живущих в Александровском дворце) посетить его киносеансы.
Эти самодеятельные сеансы принесли всем посетившим их большое удовольствие. К сожалению, о том, как это происходило в подробностях по понятным причинам (почти все впоследствии погибли) нам неизвестно. Но обер-гофмаршал Павел Бенкендорф, добровольно разделивший с царской семьей их домашний арест, упомянул об этом факте в своих воспоминаниях.
Дошла до нас и немногословная запись Николая II за июль 1917 года о том, что Алексей: "показывал свой кинематограф очень удачно".
Однако без пояснений Павла Бенкендорфа это упоминание царя об увлечении сына выглядело бы довольно малопонятным и даже загадочным.
Обер-гофмаршал уточняет, что в самом начале 1917 года французская фирма "Pathe" цесаревичу Алексею специальный небольшой киноаппарат с большим набором фильмов. Этот аппарат был собран и настроен дворцовым электриком. А дворцовый киномеханик успел научить Алексея Николаевича премудростям своей работы.
Затея с показом фильмов настолько понравилась Алексею, что аппарат "Pathe" царская семья даже забрала с собой в ссылку в Тобольск. Правда, насколько известно, в Сибири больше просмотров фильмов не было.
Возможно. аппарат доехал до нового места неисправным, а может быть у царской семьи уже изменилось мироощущение...
Как говорится, не до фильмов...