После увольнения из Дисней Бёртон один за одним снимал фильмы, которые пользовались популярностью у зрителя. За 6 лет самостоятельного плавания он смог создать себе имя, став нарасхват у студий. И в 1990 году Тим снова пришёл в Дисней, предложив снять кукольную сказку «Кошмар перед Рождеством», права на которую до сих пор ему не принадлежали. Его новый статус работал на него, и студия согласилась. Но на своих условиях.
О чём?
Добро пожаловать в город Хеллоуин! Здесь живут монстры всех видов и мастей, которые весь год готовятся к самому главному событию… вы правильно догадались, Хеллоуину. Но однажды местная звезда – Джек Скеллингтон, повелитель тыкв, попадает в портал и оказывается в городе Рождество. Искрящийся снег, огоньки гирлянд, атласные ленты подарков, носки над каминами и нарядные ёлки – всё это покоряет сердце скелета. Его разумом овладевает мысль: в этом году у нас тоже будет Рождество. Но чем может закончиться такая безобидная попытка внести каплю разнообразия в город ходячих страшилок?
История создания
Всё началось в 1982 году, а может, и раньше. Но именно тогда Бёртон написал свою поэму «Кошмар перед Рождеством», вдохновившись «Рождественской ночью» Клемента К. Мура. С детства его захватывали Хеллоуин и Рождество, которые вносили хоть какое-то разнообразие в пейзажи его вечнозелёного городка, где не было никаких времён года. Поэтому ему в голову пришло соединить два любимых праздника. Тим уже пытался заняться этим проектом, но везде получал отказы.
«Все говорили, что он им понравился, но не настолько, чтобы приступать к работе тотчас. Тогда я, пожалуй, впервые познакомился с этим типом ментальности шоу-бизнеса — очаровательная широкая улыбка и заверения: «О да, мы собираемся приняться за это». Но когда доходит до дела, осуществление его становится всё менее и менее реальным»
Режиссёру предлагали пойти по простому пути и снять фильм или использовать рисованную анимацию, но его это не устраивало. В голове Тима персонажи должны были быть максимально живыми. Проект мультфильма попал отложили в дальний ящик, а Бёртон ничего не мог с этим сделать. Написав свою поэму по время работы на студии, у него не было на неё никаких прав.
«Когда ты работаешь на студии Диснея, подписываешь бумагу, что права на любые твои мысли, пока ты являешься их служащим, принадлежат полиции контроля мыслей»
И вот в 1990 году Тим решил забросить удочку и узнать, может он претендовать на возрождение этого проекта или всё же нет. К его счастью, диснеевцы тогда всеми силами пытались выбраться из кризиса и искали все способы, которые могли бы как-то освежить их репутацию. А тут к ним приходит режиссёр, успевший завладеть любовью зрителей, чьё имя на слуху, а последние работы били все рекорды по рейтингам. Мало того, ему ещё и что-то от них нужно. Идеальная возможность буквально свалилась на голову боссам Диснея, и они крепко ухватились за неё. Студия даже пошла на уступки и дала добро на первый кукольный мультфильм в их фильмографии.
Вопреки заблуждениям многих, скажу сразу. Тим Бёртон НЕ был режиссёром «Кошмара». Несмотря на то что у всех этот фильм неразрывно ассоциируется именно с ним, в его создании он выступал только продюсером и сценаристом. А съёмками занимался его товарищ по институту искусств, сотрудник Дисней – Генри Селик. Сам Генри достаточно ревностно относится к тому, что его отодвигают на второй план, когда большую часть работы всё-таки сделал именно он.
Но почему же Тим не взялся за своё детище, идею для которого он так долго взращивал? На тот момент Бёртон параллельно снимал продолжение «Бэтмена» и не мог совмещать два проекта. Да и режиссёр честно признаётся, что ему бы просто не хватило терпения довести «Кошмар» до конца.
«12 лет я бы не выдержал. Основная причина моего ухода из анимации – мой нетерпеливый характер. Тем не менее я мог принимать участие в работе, влиять на какие-то решения, вносить что-то своё. Меня моё положение вполне устраивало. Я думаю, это решение [сделать Селика режиссёром] было наилучшим»
Покадровая анимация действительно очень сложный и трудоёмкий процесс. Для съёмок Селик собрал команду из 110 человек, которые ежедневно на протяжении двух лет работали с 230 комплектами кукол. Только у одного Джека было 800 (!) сменных голов с разными выражениями лица. Генри можно назвать перфекционистом, ведь для достижения идеальной картинки каждый кадр содержал около 540 движений, когда в среднем кукольные мультфильмы не могут похвастаться числом больше сотни.
Конечно, бросать проект на произвол судьбы Бёртон был не готов, поэтому каждую неделю смотрел отснятый материал, который присылал ему Генри, вносил коррективы, что-то добавлял или убирал.
Большой вклад в создание «Кошмара» внёс любимый композитор Бёртона, Дэнни Эльфман, который помог превратить поэму режиссёра в мюзикл, написав все песни. А главному герою, Джеку Скеллингтону, Дэниел подарил свой голос, исполнив все музыкальные номера.
Не обошлось и без любимых отсылок. На этот раз нос пса Зеро напоминает нам об оленёнке Рудольфе из кукольного мультфильма 1964 года, Джек похищает Рождество, словно Гринч, а Салли и доктор Финкельштейн даже и не нуждаются в отдельном представлении. Хотя сам Бёртон говорит, что образ тряпичной куклы больше символизирует разобщённость, несвязность и постоянные попытки взять себя в руки, нежели создание Франкенштейна.
Чтобы привлечь внимание, Дисней решили выпустить фильм под названием «Кошмар перед Рождеством Тима Бёртона». Однако, многие взрослые не хотели из-за собственных предрассудков вести детей на мультик про монстров, считая их слишком страшными. Поэтому кассовые сборы были не так грандиозны, как ожидала студия,а настоящая популярность мультфильму пришла уже спустя годы.
«Я думаю, что дети не так уж глупы, как считают некоторые взрослые. Дети всё понимают намного лучше, чем порой кажется. Я не могу говорить за всех детей, кому-то понравится, кто-то не поймёт, а кто-то будет в восторге. Эта анимация свободна от злых людей, все герои вполне безобидны и дружелюбны»
У Бёртона получилось сделать мультфильм с потрясающими песнями, которые фанаты знают наизусть. Джек Скеллингтон вообще стал отдельным брендом, его черепушка постоянно мелькает то тут, то там: на футболках, значках, часах, в видеоиграх. Сделав персонажа без глаз, акцент на которых всегда старался делать Дисней, Бёртон буквально бросил вызов этой системе (годы рисования лисичек для студии не прошли даром). И его ждал успех – люди смогли полюбить и прочувствовать персонажа, лицо которого украшают лишь две чёрные дыры-глазницы.
Мы снова столкнулись с историей про аутсайдеров, которые гораздо добрее и лучше, чем может показаться сперва. Несмотря на их клыки, острые когти, оголённые черепа, никто из них не хотел ничего портить. Просто каждый пытался делать то, что он хорошо умеет.
«Чтоб они ни делали, они не имели злых намерений. Все эти устрашающие персонажи не более чем маски, скрывающие настоящую сущность»
Кто-то предпочитает смотреть этот мультфильм на Хеллоуин, а кто-то на Рождество. Я же считаю, что смотреть его нужно и тогда, и тогда, и ещё между. Потому что а почему нет? 😉
P.S. Говорят, на DVD есть удалённая из фильма сцена, где вампиры играют в хоккей головой Бёртона. Кто-нибудь видел?)