"Когда-то в древности жила на свете глупая птица Феникс. Каждые несколько сот лет она сжигала себя на костре. Должно быть, она была близкой родней человеку. Но, сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущество перед ней. Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. А раз мы это знаем и все это записано и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества".
Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту».
Продолжая грустную историю (что, увы, так любит повторение!) о том, как сто лет назад началось в колхозе утро бравые бартеньевские товарищи весело и дружно помогли в 20-е гг. заинтересованным властям меньше, чем за 6 лет окончательно развалить собственную общину, и закрыть на долгие десятилетия удивительный и уникальный Свято-Никольский храм-памятник, конечно же, вспоминается поговорка: "ломать - не строить".
"Женщина стояла как в оцепенении от всего услышанного. Только смогла осенить крестом уходящего Иоанна. Спустя несколько минут, присев на стул, горько зарыдала, шепча:
- Это конец России! Это конец России… - всхлипывая, повторяла она".
(из книги протоиерея Георгия Полякова "Железо и кровь")
Уникальная церковь Святителя Николая на Братском кладбище, над могилами павших воинов в Крымской войне и при первой обороне Севастополя, храм-памятник, на строительство которого собирали всей Россией, украшенный руками самых лучших мастеров и художников, любимый не только русскими императорами, севастопольцами, моряками и военными, но и всеми россиянами, хранящими свою историю, чтущими могилы предков, героической славой своей вписанных золотыми буквами в летопись Отечества нашего - через шестьдесят лет после своего торжественного открытия следующие шесть десятилетий из ста пятидесяти лет собственной жизни простоял в закрытом и полуразрушенном состоянии.
"Но Ты отринул и унизил, низложил помазанника Твоего; Расторг завет с Твоим рабом, допустил осквернение святыни его на земле; Разрушил ограды его, исполнил ужаса твердыни его. Расхищают добро его проходящие мимо, стал он посмешищем у соседей своих. Вознёс Ты над ним десницу гонителей его, возвеселил врагов его; Не оказал помощи мечу его и не защитил его в битве; Отнял у него храм, место очищения его, и престол его на землю поверг; Сократил дни жизни его и покрыл его стыдом. Доколе, Господи, будешь отвращаться от нас? Доколе пылать будет, словно огонь, гнев Твой?" (88 пс: 39-47)
Там, где в 1854–1855 годах стояли насмерть русские воины и шли кровопролитные сражения, словно шрамы на теле крымской земли, появились новые оборонительные рубежи.
29 октября 1941 года в Севастополе объявили осадное положение. Началась вторая оборона города, продолжавшаяся долгих 250 дней.
Братское кладбище оказалось в четвертом секторе Севастопольского оборонительного района. С декабря 1941 года на кладбище расположился командный пункт четвёртого сектора, а звонницу храма артиллеристы-красноармейцы облюбовали для корректировки огня. В 1942 году на территории некрополя находился «взвод разведки штабной батареи».
В конце второй обороны Севастополя, к вечеру 17 июня противник, прорвав укрепления на участке 95 стрелковой дивизии, овладел территорией Братского кладбища, где находился штаб дивизии.
На Братском кладбище пострадали десятки надгробных памятников, исчезли мраморные бюсты в часовнях на могилах Э. И. Тотлебена, М. Д. Горчакова, решетка из якорей у памятника А. И. Спицыну, семь трофейных пушек, захваченных русскими в Балаклавском сражении, установленные у храма и два чугунных орудия при входе на кладбище.
Сильнее всего пострадал Свято-Никольский храм. Когда в июне 1942 года здесь шли тяжелые бои, за Братское кладбище развязалось упорное сражение. Фашистский наводчик забрался на колокольню и оттуда корректировал огонь своих орудий. Горизонт храма - двадцать пять миль, практически весь город в зоне видимости.
Защитники города сделали несколько залпов, один снаряд попал в колокольню, значительная её часть оказалась разрушена. Крест весом более двадцати трех тонн упал вниз, расколовшись на несколько частей.
Получили повреждения мемориальные доски внутри и снаружи храма, иконостас. Из 644 кв. м общей площади мозаичной живописи было утрачено более половины — 357 кв. м. (из книги протоиерея Георгия Полякова и Владимира Шавшина "За Веру, Царя и Отечество")
Перед 100-летием первой обороны города на заседании исполкома Севастопольского Горсовета был поднят вопрос по реставрации Свято-Никольского храма на Братском кладбище. После определения в августе 1954 года объема предстоящих задач по реставрации храма и благоустройству прилегающей к нему территории, приступили к восстановительным работам. Лишь в 1966 году специальная комиссия, возглавляемая представителем Госстроя УССР, после обследования пришла к заключению о необходимости консервации храма, для предотвращения его дальнейшего разрушения.
Возрождение храма-памятника разделили на два этапа: вначале решили выполнить ремонтно-консервационные работы, затем — реставрацию и восстановление утраченной мозаичной живописи.
К восстановительным работам в храме специалисты Крымского реставрационного участка №5 приступили только в июне 1968 года.
"В 1971 году Свято-Никольский храм был частично восстановлен снаружи, за исключением креста. Расколовшийся на три части диоритовый крест в Севастополе реставрировать не удалось. Его отвезли в Киев, где после долгих споров и раздумий, нашли правильное решение, позволившее в 1974 году водрузить уникальный крест на вершине храма-пирамиды.
Впереди предстояла огромная ответственная работа по консервации и реставрации интерьера храма.
Ещё летом 1971 года в Севастополь приехала бригада реставраторов. С перерывами работы по реставрации продолжались три года. Художники закрепляли смальту, дописывали темперой недостающие части мозаичных композиций, восстанавливали надписи.
За три года на реставрацию внутри храма израсходовали 143 970 рублей. Но вскоре вся работа из-за отсутствия средств была приостановлена". (из книги протоиерея Георгия Полякова и Владимира Шавшина "За Веру, Царя и Отечество")
После завершения основных ремонтно-восстановительных и реставрационных работ Свято-Никольский храм-памятник собирались сделать филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.
В декабре 1974 года уже был утверждён тематико-экспозиционный план будущего музея: «Мемориальный комплекс Братского кладбища — памятник мужеству и героизму защитников Севастополя в 1854 — 1855 гг.».
Но, к счастью, до этого дело не дошло.
Дом Божий — храм Святителя Николая на Братском кладбище - вернули верующим ровно спустя шесть десятилетий, в декабре 1988 г.
Предстояло его долгое возрождение.
продолжение следует