Когда я читал сказку про храброго Щелкунчика своему маленькому сыну, он заинтересовался этим местом и спросил меня: "Пап! А зачем на ёлку повесили фрукты и конфеты и почему сейчас мы так не делаем?". Я не смог тогда ответить ему на этот вопрос, но, как дизайнеру, мне самому стало интересно.
Проведя небольшое расследование на основе открытых и заслуживающих доверие источников, делюсь с Вами, мои дорогие читатели, своими открытиями в этой предновогодней публикации.
Материал этой статьи не только поможет Вам ответить на некоторые вопросы Ваших детей, но и заставит по-новому взглянуть на новогоднюю красавицу. Как главный атрибут новогоднего интерьера, она несет в себе, как оказалось, большую смысловую нагрузку. И теперь, когда Вы будете развешивать на ней разноцветные шары, Вы точно будете знать, почему Вы это делаете.
Но обо всем по порядку...
Святой Бонифаций
В Германии существует легенда, которая связывает особое символическое отношение к ели в европейской традиции с христианским миссинером по имени Бонифаций. Он жил в VIII веке и проповедовал в землях франков и германцев. Тогда эти народы еще не создали своих государств. Придя с востока, они расселились на окраинах Священной Римской империи и хранили верность своим языческим верованиям.
У германцев существовал целый пантеон богов, которым они поклонялись. И, как все язычники, большое значение придавали явлениям и предметам окружающей природы. Так, недалеко от одного из селений, в котором остановился для своих проповедей Бонифаций, рос священный дуб Донара, или дуб Тора, которому поклонялись местные жители.
Чтобы доказать "диким" германцам, что их вера неправильная, а их боги на самом деле не существуют, Бонифаций заявил, что срубит дуб, и они увидят, что ничего страшного за этим не последует.
Каково же было удивление людей, когда после обрушения дуба не случилось ничего такого, что можно было расценить как гнев богов.
Дуб упал, придавив своими обломками часть окружавших его деревьев. Тогда Бонифаций подошел к небольшой ели, которая устояла среди этих разрушений. Он указал на нее язычникам как на символ стойкости и христианской религии.
Вечнозеленая хвоя, по словам Бонифация, символизирует бессмертие, обретаемое каждой христианской душой. А острая верхушка, как перст, указывает на небеса - место нахождения настоящего и единственного Бога.
С тех пор ель стала одним из символов христианства.
Райское дерево
С течением времени христианство распространилось на всем европейском континенте. В повседневной жизни европейцев укоренились христианские обычаи и традиции.
Одной из таких традиций стало проведение так называемых мистерий - театрализованных представлений по мотивам различных библейских историй. Для церкви это было одним из способов популяризации христианства, так как простые люди не читали книг.
Доподлинно известно, что в примерно в конце XV века в землях Германии появилась традиция устраивать особую мистерию 24 декабря и посвящать ее памяти Адама и Евы. Мистерия повествовала историю их грехопадения и изгнания из Рая.
А поскольку происходило это в зимнее время, то в качестве декорации для этого импровизированного представления использовали ель или сосну, которые единственные сохраняли зеленую крону. Их украшали яблоками и сладостями.
Яблоки при этом служили символом запретного плода, сорванного Евой вопреки велению Бога, а сладости воплощали собой гостии - хлеб, употребляемый во время таинства Евхаристии. То есть яблоко - символ греха, а сладости - символ очищения от греха.
Чуть позже, с постепенным превращением ели именно в Рождественское дерево, ее макушку стали украшать звездой. Это был символ Вифлеемской звезды, указавшей путь волхвам к младенцу Иисусу. Подарки же, складывавшиеся под елью, были дарами, которые преподнесли ему волхвы.
Именно такую ель, украшенную яблоками и сладостями, увидели в парадной комнате маленькие Фриц и Мари из сказки Гофмана. То есть обычай так наряжать Рождественскую ель сохранялся в Германии еще в конце XVIII - начале XIX века. Кстати, большую ель могли заменить маленькой. Ее устанавливали в домах в Сочельник и убирали сразу после Рождества.
Русская традиция
Среди русских традиция ставить и украшать ель на Рождество стала распространяться только начиная с середины XIX века. Она была заимствована у обрусевших немцев, живших в Петербурге.
Вопреки расхожему мнению, Петр I не имел к этому почти никакого отношения, хотя и был яростным поклонником всего немецкого. Своим указом 1699 г. о введении празднования Нового года 1 января он лишь повелел украсить столицу еловыми ветками и венками из хвои. Этим всё тогда и ограничилось.
В XIX в. немецкая литература и философия имели в России большой авторитет. Кроме того существовали традиционно тесные династические связи императорской семьи с правителями германских государств. Русских восхищали такие немецкие качества как расчетливость, прагматизм, пунктуальность.
Возможно эти факторы побудили русскую знать и интеллигенцию внимательно отнестись к некоторым немецким обычаям, в том числе к обычаю праздновать Рождество около Рождественской ели.
В то же время став символом Рождества, нарядно украшенная ель стала и символом объединения семьи. Своеобразным центром притяжения и сплочения всех ее поколений. Наглядным воплощением рождественского чуда и обновления бытия.
Искусственные украшения для Рождественской ёлки вошли в широкий обиход только в конце XIX века. Это были шары (образ яблока), игрушки (образ сладостей), бусы и гирлянды (образ звезд). Вместе с ёлкой ставили в комнате много цветов в вазах. Цветами украшали и саму елку.
В 1892 г. в Мариинском театре в Санкт-Петербурге впервые поставили балет "Щелкунчик" на музыку П. И. Чайковского. С этого времени музыка к балету, наряду с Рождественской ёлкой, стала одним из символов Рождества не только в России, но и во многих европейских странах.
В советское время ёлка из Рождественского дерева превратилась в Новогоднее. И ставить ее стали в канун Нового года, а не Рождества. Так делают и сегодня большинство россиян еще и потому, что в России Новый год предшествует Рождеству, в отличие от европейской традиции. А ведь именно нарядная ёлочка создает праздничное настроение!
Современные дизайнерские елки
В современном западном мире мало кто представляет себе празднование Нового года и Рождества без ёлки. Другое дело, что традиционная красавица приобретает иногда "невиданные" ранее воплощения.
Тем не менее, в большинстве случаев ее атрибуты имеют традиционную наборность (форма конуса или треугольника, украшения в виде шаров и огоньков - звездочек), оставляющую за ней всё-таки значение Рождественского дерева.
Не забудьте поставить "лайк", если публикация Вам понравилась и Вы хотите, чтобы как можно больше людей ее увидели.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные материалы на канале.