Возникновение психотравм
Психотравма – это состояние сильного испуга, переживаемого человеком при столкновении с внезапным, потенциально угрожающим его жизни событием, которое превосходит возможности индивида и которое он не способен ни контролировать, ни эффективно отреагировать на него.
Одним из первых, кто изучал происхождение и влияние психотравм на жизнь человека, был З. Фрейд. Опираясь на труды Ж.М. Шарко и Й. Брейера, Фрейд выдвинул гипотезу о том, что источник травмы находится не в самом травмирующем событии, а в аффекте, который возникает в процессе и влечет за собой расщепление Эго. Эту же линию продолжил К. Юнг: предпринятое им исследование блокированных аффектов и диссоциированных состояний привело к выводу о существовании множества индивидуальных историй и фантазий (комплексов), касающихся травмы, иначе говоря – к пониманию множественности травмы. В более поздних исследованиях на эту тему психотравма понимается как результат воздействия на психику стрессового фактора.
Выделяются следующие виды травм: шоковые, или травмы угрозы жизни; эмоциональные, или травмы, связанные с эмоциональными переживаниями горя, потери, конфликтов и пр., и так называемые травмы развития, произошедшие в детском возрасте и повлиявшие на ход личностного развития ребенка.
Как видно в изначальном определении психотравмы, ключевым фактором является не объективная составляющая события, вызвавшего травму, а субъективная реакция человека на него. Отсюда следует наличие условий, при которых человек становится более восприимчивым к психотравмирующим событиям:
- Детский возраст
Это стоит отметить в первую очередь, т.к. защитные механизмы детской психики еще недостаточно развиты, а значит, снижена способность к саморегуляции и противостоянию пагубному влиянию извне. Дети воспринимают острее внешние воздействия, к тому же, они сильно привязаны к значимым взрослым, эмоциональная холодность или непредсказуемость которых могут нанести травму с большой долей вероятности. - Особенности нервной системы
Сюда можно отнести органические патологии нервной системы или же ее неустойчивость. Биологический фактор, на который можно повлиять разве что медикаментозной терапией. - Психические расстройства в анамнезе
Отчасти это связано с предыдущими двумя пунктами, т.к. многие психические расстройства формируются в детском и подростковом возрасте и предрасположенность к ним обусловлена физиологически. - Хронический стресс
Истощение ресурсов психики также снижает ее сопротивляемость в критических ситуациях. - Наличие схожего опыта в прошлом
Когда травма переживается человеком повторно, с одной стороны, это может способствовать выработке и совершенствованию защитных механизмов психики в подобных ситуациях. С другой стороны, негативный опыт закрепляется и при многократном повторении травмы провоцирует психическое расстройство и деформацию картины мира травмированного человека (к примеру, в случае затяжных военных действий, домашнего насилия и т.д.).
В зависимости от состояния человека, травмирующее событие может воздействовать на него одним из следующих способов: либо происходит мобилизация ресурсов психики, и в результате – успешное преодоление травмы и использование данного опыта для личностного роста; либо истощение ресурсов и закрепление непроработанной травмы. Исследование показало, что неадаптивный выход из психотравмирующей ситуации снижает мотивационный и волевой компонент психики человека, склоняя его к фатализму («мой опыт показывает,что я не в силах что-либо изменить», «чему быть, того не миновать», «бывают события, над которыми никто не властен»), а также негативно влияет на самооценку. Если же человек успешно адаптируется к изменяющимся условиям, он принимает не зависящие от него обстоятельства как данность, но притом самооценка не страдает и не снижается мотивация для дальнейших действий.
Терапия посттравматических состояний
Существует несколько подходов к терапии психотравм, каждый из которых разработан в рамках той или иной психотерапевтической школы, преследует определенные цели.
- Психоаналитический подход
В рамках этого подхода травма рассматривается как бессознательный процесс в психике. Цель терапии – высвобождение подавленной энергии при помощи повторного проживания, катарсиса и отреагирования. Минус подобной практики: повторное проживание приводит к ретравматизации и зацикливанию пациента на травмирующем событии, и терапия, таким образом, может продолжаться всю жизнь, лишь усугубляя состояние человека. - Поведенческий подход
Здесь внимание концентрируется на стимулах и фобиях. Суть метода – контактировать с травмирующей ситуацией до тех пор, пока она не станет привычна. Эта техника помогает устранить симптомы психотравмы, но не касается ее причины. - Когнитивистский подход
Акцентируют внимание на важности когнитивных и перцептивных факторов. Однако недооценивают значение телесного и чувственного опыта в переживании травмирующей ситуации. - Логотерапия (В. Франкл)
Один из видов экзистенциальной терапии, основанный на восполнении смыслов, утраченных в результате травмы, посредством совершения деятельности по отношению к миру и другим людям. При работе со смыслами по В.Франклу используется понятие специфических ценностей. Описываются ценность отношения как самотрансценденция, нахождение смысла в собственной судьбе; ценность творчества, или свобода собственного отношения к миру и своих действий по отношению к нему; ценность переживания, т.е. опыта приобретения человеком переживаний по отношению к явлениям окружающего мира во всем их своеобразии и неповторимости. - Экзистенциально-гуманистическая психотерапия (Дж. Бьюдженталь)
Разрешение травмы происходит в процессе раскрытия субъективности, разворачивания поиска и углубления уровня присутствия, как клиента, так и терапевта. Смысл переживаний чаще всего составляют экзистенциальные данности, не зависящие от человека (такие как “смерть”, “свобода”, “изоляция”, “бессмысленность” и т.д.), и данный вид терапии нацелен на их проработку. - Гештальт-терапия (Ф. Перлз)
Травма рассматривается как нарушение цикла контакта и реализации потребностей. Терапия, в таком случае, направлена на выявление этих нарушений и восстановление целостного цикла с преодолением защитных механизмов. Используются техники диалога, направленные на изменение внутренней позиции человека, а также работа с чувствами и телом. - Соматическая терапия (П. Левин)
Это телесно-ориентированный подход, в основе которого лежит изучение нормального инстинктивного поведения при травме. В центре внимания терапевта – работа с телесной составляющей травматического опыта, освобождение от телесных травматических симптомов и ощущений. Подход характерен тем, что биологию человека он обращает на службу психологии и психотерапии. По мнению П.Левина, способность к разрешению и завершению травматических эпизодов угрозы жизни встроена в биологию человека. Для того, чтобы оставаться здоровыми, все живые существа должны разряжать энергию, которая была мобилизована в ситуации угрозы жизни. Эта разрядка завершает реакцию на угрозу и позволяет вернуться к нормальному функционированию.
На сегодняшний день широко применяются когнитивистский и поведенческий подходы (КПТ), гештальт-терапия и телесно-ориентированная терапия.
Травма эмоциональной привязанности
Одним из видов психотравм является травма эмоциональной привязанности. Она представляет собой острое переживание отсутствия чувства защищенности, вызванное не соответствующим потребностям ребенка контактом со значимыми взрослыми (как правило, с матерью); как следствие, неспособность выстраивать гармоничные отношения с близкими. Система привязанности обусловлена биологически, т.к. для ребенка материнская забота означает безопасность и выживание. Травма возникает в среднем от рождения до 3 лет; у ребенка подрывается представление о надежности внешнего мира для него, возникает угроза жизни – не обязательно реальная, но воображаемая.
Значимость детско-родительских отношений в жизненной перспективе личности признавалась психоаналитической школой, однако там на первый план выступали влечения. Теория привязанности Дж. Боулби, в свою очередь, основывается на теории мотивационных систем. Предложенные им положения были подтверждены эмпирическими исследованиями М. Эйнсворт в лабораторной методике, известной как “Незнакомая ситуация”: ученые наблюдали за реакцией годовалых детей, когда мать сначала играла с ними, потом уходила, оставляя малыша с психологом, а потом и психолог тоже уходил; спустя некоторое время мать возвращалась. В ходе эксперимента дети демонстрировали три типа реакции, которые М. Эйнсворт определила как типы привязанности: надежный (ребенок спокойно и адекватно реагирует на уход и возвращение матери), амбивалентный (ребенок тревожен и пытается обратить на себя внимание любым способом) и избегающий (ребенок никак не реагирует ни на уход, ни на возвращение матери).
Современная версия теории привязанности выделяет четыре типа (или стиля) привязанности:
- Надежный (также: безопасный)
Отмечается заинтересованность в близких отношениях при общей самостоятельности, автономности человека; ребенок в меру активен, любознателен, уверен в себе, дружелюбен по отношению к сверстникам и эмоционально стабилен. Отношения с родителями теплые и доверительные: ребенок чувствует, что его принимают и любят таким, какой он есть. У него формируется позитивный образ собственного “Я”, а также позитивный образ “Других”. - Тревожный (также: амбивалентный, тревожно-агрессивный, тревожно-сопротивляющийся)
Этот тип характеризуется навязчивым стремлением к “слиянию” с объектом привязанности и болезненной реакцией на разлуку: крик, плач, агрессия в адрес объекта привязанности или аутоагрессия, цепляние. Люди с таким типом привязанности, как правило, зависимы от окружающих и имеют негативный образ “Я” при позитивном образе “Других”. Этот тип формируется при непоследовательном стиле воспитания, попеременной смене энтузиазма и равнодушия в поведении родителей в зависимости от их настроения. В ответ на подобное поведение ребенок начинает агрессивно добиваться эмоциональной поддержки и утешения. - Избегающий (также: ненадежно-избегающий, тревожно-тормозимый)
Формируется в двух случаях: при эмоциональной холодности, неотзывчивости взрослых и негативном отношении к ребенку, а также при гиперопеке – чрезмерном родительском рвении и стимуляции, даже когда ребенок не хочет этого. Человек с таким типом привязанности испытывает страх близости, избегает теплых доверительных отношений, недоверчив, эмоционально недоступен и отстранен: он избегает привязанности из-за страха быть отвергнутым. Присутствует позитивный образ “Я” при негативном образе “Других”. - Дезориентированный/дезорганизованный (также: тревожно-избегающий)
Предполагает негативный образ как “Я”, так и “Других”. Это единственный неадаптивный тип из четырех. Человек, как правило, не способен регулировать свои эмоции и даже не всегда распознает их, внутренне противоречив, демонстрирует смешанные и неопределенные реакции на проявления привязанности. Характерно стремление к близости (страх разрыва контакта) и в то же время – стремление ее избежать, т.к. она представляется небезопасной. Для детей с дезорганизованной привязанностью нередки случаи воспитания в дисфункциональных, неблагополучных семьях, физическое или психологическое насилие со стороны родителей. Этот тип также часто сопровождает нарушения развития, в т.ч. психические расстройства.
Стоит отметить, что чистый тип встречается довольно редко: как правило, у одного человека наблюдается сочетание двух или более типов в определенной пропорции.
Ненадежные типы привязанности можно поменять на надежный тип в течение жизни, однако это требует больших усилий как самого человека, так и его близких; притом травмирующие контакты (к примеру, с проявляющими насилие родителями) должны быть сведены к минимуму или вовсе исключены.