Поручик Карпович, русский летчик Первой мировой, поднимался в воздух и управлял своей "этажеркой"... без ступни.
Это про него написали в журнале, который даже во сне крепко сжимала рука Алексея Маресьева в госпитале. Помните?
А потом наступило утро, когда безногий Маресьев бережно разгладил журнал и подмигнул ему, поручику.
...Комиссар с улыбкой следил за Алексеем.
— Полетим, — ответил на его взгляд Алексей.
— А как же? У него только одной ноги не хватает, а у тебя обеих?
— Так ведь я же советский, русский, — отозвался Маресьев.
Он произнес это слово так, будто оно гарантировало ему, что он обязательно превзойдет поручика Карповича и будет летать...
"Но ведь я - россиянин". Звучит осмысленно? Пока что не на столько, как хотелось бы. Что-то неуловимо утрачено с советских времен...
А вот американец скажет. Славься, мол, Америка. Ты превыше всего и всегда. Да еще отдаст честь флагу без особого повода, приложив пятерню к пустой голове.
Но не стоит сильно удручаться. В этом сопоставлении полно компромиссов и противоречий. Да, американцы без ума от своей "приоритетности". Никто так запросто не вывешивает государственные флаги на каждом углу, как они. Готовы покрываться и заворачиваться в них, малевать и лепить символику на чем угодно.
В советское время было немыслимо помещать изображение красного знамени куда не попадя. На карман джинсов, скажем. Этим, в частности, клеймили капиталистов - мол, флаг-то у них где? - на заднице.
Россияне пока еще далеки от крайности утирания своим флагом в ванной. А вот по поводу упрочения идейной значимости... Посмотрите, как с началом боевых действий стихийно поднялись над войсками оба исторических знамени!
То есть, это уже круче любой Америки. Почему? В заморских миссиях у тамошних военных на редкость суховато с патриотизмом. Это дома у них все полосато и звездно. А в зарубежных походах - чисто практика выживания. Где-то в искренних чувствах сознают себя нелепыми чужаками, конечно. Сваливаются на людей всегда незванно - разорять, усмирять, убивать без разбору. Не до пафоса с собственной символикой.
У нас точно не так, государи. Мы не размахиваем знаменами дома на каждом углу. Это дичь пока для нас. А вот в нынешних боях разворачиваем их с щемящей гордостью. Потому что мы по своей земле идем. Пришли, наконец, заступаться и освобождать ее. Мы - не американцы. И уже прекрасно, что осознаем разницу.