Найти тему
Правила жизни

Все тайное становится явным: удивительные факты о культовых художниках и их шедеврах

Оглавление

Почему живопись так сложно понять и интерпретировать? Искусство, будь то живопись или музыка, всегда вписано в исторический контекст. Не зная особенностей эпохи, невозможно прочесть мысли художника. Предлагаем посмотреть на картины выдающихся мастеров разных эпох в контексте времени. Эти подробности о шедеврах, которые вы, вероятно, видели не один раз, заставят взглянуть на них с совершенного другого ракурса.

Виктор Васнецов. «Царевна Несмеяна». 1916 год

Если внимательно проанализировать детали на картине Виктора Васнецова «Царевна Несмеяна», можно прийти к выводу, что в ней нашли отражение размышления художника о добре и зле. Над женихами на сводах терема помещены образы, осуждающие их алчность и стяжательство: слева на стене изображен сюжет «Прение живота со смертью», у основания левой распалубки — «Повесть о Варлааме и Иоасафе», иллюстрации из «Шестоднева Иоанна экзарха Болгарского» и т. д. Герои этих сюжетов, прельстившись богатством и удовольствием, теряли спасение и погибали. Настенная роспись справа, напротив, восхваляет святость: над окном художник поместил распространенный сюжет «Душа чистая» и рядом на правой распалубке — стилизованное растение и птицу как символы рая.

Пабло Пикассо. Герника. 1937 год

-2

Несмотря на то что «Герника» Пабло Пикассо — одна из самых известных сегодня в мире пацифистских картин, изначально публика не оценила ее по достоинству. Пикассо написал шедевр в память о бомбардировке испанского города Герники 26 апреля 1937 года авиацией Франсиско Франко специально для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже. Несмотря на шумиху в газетах, мирная Европа на тот момент хотела видеть прогресс и светлое будущее, а не смерть и ужас. Пресса восторженно писала о павильонах Германии и СССР (последний был увенчан «Рабочим и колхозницей»), а павильон Испании даже не был упомянут в каталоге «главных объектов выставки».

Франс Снейдерс. Рыбный рынок. 1618 год

-3

Глядя на картины фламандского живописца Франса Снейдерса, невольно задаешься вопросом: что за любовь к мертвой рыбе? Эти картины написаны в жанре натюрморта, с французского nature morte — буквально «мертвая природа»; по-голландски stilleven — «тихая или неподвижная жизнь». Истоки этого явления стоит искать в XVI-XVII столетиях. В результате Нидерландской войны за независимость, разразившейся на фоне кризиса и усиления идей кальвинизма (одно из направлений протестантизма) государство разделилось на Голландскую Республику, в которой преобладал кальвинизм, поддерживаемый в основном владельцами мануфактур, купечеством, дворянством, фермерами и наемными работниками, и на Южные Нидерланды, где оставалась еще испанская власть и приверженцы традиционных католических ценностей. В северных провинциях художникам пришлось адаптироваться к новой реальности. Если раньше их основным заказчиком была Церковь, то теперь им пришлось подстраивать свои работы под вкусы протестантов, которые не переносили популярные ранее религиозные сюжеты. К началу XVII века религиозный символизм уступил место более банальному желанию преуспевающих заказчиков лицезреть богатство и роскошь. Появился жанр «роскошного» натюрморта (нидерл. pronkstilleven). На таких натюрмортах начали изображать ковровые скатерти, серебряные кубки, перламутр, устрицы и экзотические фрукты. Рыбные лавки, ломящиеся от морепродуктов, были такой же иллюстрацией успешной жизни, запрос на которую приходил от разбогатевшей на торговле буржуазии. Своеобразный трибьют статусу Нидерландов как передовой морской и колониальной державы Европы.

А вы знали историю этих картин? Картины каких художников представляют для вас больший интерес — отечественных или зарубежных?