25 октября Риши Сунак возглавил консервативную партию и стал премьер-министром Великобритании, сменив на этих должностях Лиз Трасс, сумевшую за свое короткое премьерство поставить партию и государство на край пропасти. Как и предполагалось, консерваторы возложили на Сунака надежды по исправлению ситуации.
Что реально удалось сделать новому премьеру, находящемуся у власти к этому времени дольше, чем его предшественница?
Сформировав правительство, Риши Сунак совместно с канцлером казначейства Джереми Хантом приступил к спасению британской экономики, скрыто повысив налоги с помощью пересмотра налоговых максимумов. Последняя мера привела к повышению подоходного налога для миллионов британцев, которые на сей раз будут не очень довольны.
Все дело в том, что правительство и раньше меняло налоговые максимумы, но их повышения частично компенсировались, что не приводило к снижению реальных доходов. Сунак и Хант все компенсации, в том числе, связанные с инфляцией и ростом цен, полностью отменили. Теперь средняя британская семья будет платить налогов на 1400 фунтов больше, чем раньше.
Это вызвало критику оппозиции, которая обратила внимание на то, что на далеко не бедных англичанах, проживающих в Великобритании и получающих доходы за рубежом, новые налоговые максимумы никак не отразятся (это, кстати, лично касается супруги премьера). Сунак попробовал возразить, заявив, что повышение налогов для сверхбогатых может вызвать их эмиграцию, что чревато большими потерями для казны. Лидер лейбористов Кир Стармер парировал, что в случае, если налоги на сверхбогатых останутся на прежнем уровне, то казна уже потеряет более 3,5 млрд фунтов стерлингов в год.
Несмотря на занятость внутренними проблемами Великобритании, премьер 7 ноября принял участие в климатической конференции в Египте, хотя изначально на нее не собирался. Поменять планы Риши Сунака вынудили два обстоятельства: критика со стороны лидера лейбористов Кира Стармера и присутствие в Шарм-эль-Шейхе бывшего премьера и оппонента Бориса Джонсона, который мог составить конкуренцию не искушенному в вопросах климата своему бывшему подчиненному.
Обсудив климатические вопросы, новый премьер опубликовал в The Telegraph статью «Пять способов ослабить влияние Владимира Путина на мировую экономику», в которой бесцеремонно обвинил президента России в безответственности и трусости из-за отсутствия планов посетить саммит G20 на Бали: «Настоящие лидеры берут на себя ответственность. Они не прячутся. Однако на саммите G20 в Индонезии на этой неделе одно место останется вакантным….».
Затем Сунак отметился заявлением на саммите G20, сделанным 15 ноября в присутствии министра иностранных дел России Сергея Лаврова, посетившего Бали вместо Владимира Путина: «Примечательно, что Путин не посчитал возможным присоединиться к нам сегодня. Может быть, если бы он это сделал, мы могли бы разобраться во всем. Потому что самое значительное, что может произойти, — это уход России из Украины…».
Во второй день саммита британский премьер пообщался с журналистами, посочувствовав Польше, на территорию которой упала ракета. Хотя представители НАТО утверждали, что это была украинская ракета, Сунак заявил, что этого бы не произошло, если бы Россия не проводила спецоперацию, обвинив также Владимира Путина в действиях, которые способствуют международному экономическому кризису: «Постоянная угроза нашей безопасности и глобальное ухудшение экономики вызваны действиями одного человека, не желавшего быть на этом саммите».
Затем 19 ноября премьер прокатился Киев. Украина стала первой и пока единственной страной, в которую Риши Сунак совершил официальный визит. Тайно посетив Киев, Сунак встретился с Зеленским и объявил о новом пакете помощи Украине в 50 миллионов фунтов.
Насколько успешно справляется Риши Сунак со своими задачами, говорят данные последних соцопросов: если бы выборы состоялись в конце прошлой недели, то за лейбористов проголосовали бы 44% избирателей, консерваторы довольствовались бы 29%, 9% голосов получила бы правая популистская «Партия реформ», — наследница партии «Брексит». Это означает, что избиратели не довольны политикой правительства Сунака, который своими действиями в отношении брексита, миграционной политики и бюджета страны, сформированного с учетом увеличивающихся налогов «не для всех», способствует дальнейшему социальному расслоению британцев, которые, как показывают опросы, уже ищут спасения у популистов.
Примерно четверть однопартийцев Сунака не рады этому, потому что они, как представители среднего класса, будут тянуть на себе новые налоговые максимумы. Их протест может вылиться в раскол консервативной партии, «мятежная» четверть которой может примкнуть к популистам «Партии реформ».
А если за ними к популистам уйдет и избиратель, то консерваторы вовсе могут в течение доброго десятилетия больше не получить мандат на формирование правительства, рискующего стать впервые в британской истории коалиционным. В таких условиях лидеры «Партии реформ» расправили плечи, заявив, что на будущих выборах могут выставить своих кандидатов в 600 избирательных округах из 630.
Сложившееся положение не может не волновать Риши Сунака, который понимает, что, хотя победа реформистов весьма призрачна, но они могут отобрать значительный процент электората у консерваторов, что уже гарантирует их поражение. Поэтому, действующему правительству как воздух необходим успех, которого возможно добиться, по мнению Сунака и Ханта, только путем ограничения бюджетных трат. Именно поэтому британская политическая верхушка решила провести аудит военной помощи Украине, чтобы точно знать, «что вложили и что получили». Мысль, конечно, хорошая. Но пока это только слова. Лондон так и не отказался от военной помощи Киеву, хотя сокращение бюджетных расходов и является его приоритетом.
Сегодня, 19 декабря, британский премьер прибыл в Латвию для участия в саммите лидеров североевропейских государств, входящих в состав Объединенных экспедиционных сил, где намерен объявить о новом артиллерийском пакете для Украины и в очередной раз призвать своих коллег увеличить поддержку Киева в следующем году.
Как видим, пока дела Сунака расходятся с его риторикой, экономией даже и не пахнет, британский налогоплательщик продолжит по воле своего премьера финансировать Украину, хотя провал на экономическом направлении может стоить консерваторам власти.
Текст: Александр Черный