Найти тему
В кино с Варварой

Польская аристократка Беата Тышкевич: знаменитая роль в «Дворянском гнезде», роман с Андреем Кончаловским

Оглавление

Актрису Беату Тышкевич на родине называли «самым красивым лицом Польши». А в Советском Союзе в 60-70-е ее считали одной из самых загадочных и притягательных актрис-иностранок.

И, действительно, какая-то аура таинственности и нездешнего очарования окружала пани Тышкевич.

Горделивая, царственная осанка, утонченное благородство манер, невероятное достоинство, естественная элегантность – это те особенности, которые всегда отличали облик Беаты Тышкевич.

-2

Наверное, это не удивительно, ведь она – графиня по происхождению. Ее родители – потомки известных дворянских родов Тышкевичей и Потоцких.

Однако происхождение актрисы, отнюдь, не гарантировало жизнь во дворцах.

Были в детстве, юности Беаты и жесткая дисциплина монастырской жизни, и военное лихолетье, (Беата родилась прямо перед войной), и предательство отца, который оставил семью в нужде, голоде и холоде.

Беата не мечтала об актерской профессии, но все решил случай. Однажды в ее школу пришел ассистент режиссера и, оказавшись под впечатлением от внешности красивой школьницы, предложил ей роль в фильме «Месть». Так началась кинокарьера Тышкевич. Позже Беата говорила: «Это не я выбрала кино, а оно выбрало меня».

В дальнейшем в кино ей нередко доставались «костюмные» роли. Уж очень она выгодно смотрелась в образах дам былых времен. Советские зрители запомнили ее в образах Марии ВалевскойМарыся и Наполеон»), Эвелины Ганской(«Большая любовь Бальзака») и Изабеллы Ленцкой, героини романа Болеслава Пруса(«Кукла»).

Сыграла она и в фильмах «Самсон», «Пепел» и «Всё на продажу» классика мирового кино Анджея Вайды.

-3

В середине 1960-х гг. Беата Тышкевич уже была известна далеко за пределами Польши. Снималась в Болгарии, ГДР. А в Советском Союзе ее кинокарьера началась в 1968 году с фильма Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо».

Работа в этом фильме по мотивам знаменитого произведения И. С. Тургенева стала не просто творческой удачей актрисы, а еще и яркой страницей ее личной жизни. Историей ее романтических отношений с Андреем Кончаловским. И началась эта история задолго до съемок.

В 1961 году Беата Тышкевич приехала на Московском кинофестиваль.

Именно тогда знаменитый советский поэт Сергей Михалков пригласил польскую кинозвезду к себе на дачу на Николиной Горе, где познакомил со своей семьей, а также с представителями элиты творческой интеллигенции.

От польской дивы было без ума все семейство Михалковых. Позже младший брат, Никита, писал, что был буквально ослеплен блистательной пани. Ходили слухи, что галантный глава семейства тоже был впечатлен красавицей Беатой и даже одаривал ее соболиными мехами.

Была в восторге от семейства Михалковых и сама Беата. Она потом долго вспоминала огромный дом, чудесный, почти сказочный лес, речку, сад. С женой Михалкова, Натальей Петровной, у актрисы, вообще, сложились сердечные отношения: Беата даже называла ее «мамой». Наталья Петровна поразила польскую гостью тем, что была изумительной хозяйкой. Щедрое гостеприимство дома Михалковых произвело на Тышкевич неизгладимое впечатление.

-4

А со старшим сыном Михалковых, Андреем, у Беаты случился роман. Недолгий. Но очень бурный и страстный. Да такой, что впоследствии привел к разводу Беаты с ее тогдашним супругом.

В своей книге «Возвышающий обман» Кончаловский позже рассказал об этих отношениях:

«Она была для меня польской звездой – далекой, заманчивой, соблазнительной, недосягаемо красивой. Мы гуляли по летнему лесу. Взяли с собой плед, вышли на опушку. Отчетливо, до мелочей помню эти мгновения. Вокруг березы, высокий-высокий хлеб. Мы легли на плед и вдруг почувствовали, что все очень серьезно. Целовались... Она уехала и стала писать мне письма. Обычно это были письма со съемок, на обратной стороне контрольных фотографий из тех картин. У нас началась прекрасная дружба. Замуж она вышла не за меня, а за Вайду. Как ни странно, я чувствовал, что Вайда меня к ней ревнует...».

Сама же Беата говорила так о Кончаловском:

« Этот обворожительный мужчина и знаток женщин пленил меня с первого взгляда. Наше чувство было взаимным. Ради меня Андрон совершал безумные поступки. Однажды он решил продать концертный рояль, чтобы побаловать меня… хотел преподнести мне кольцо с жемчужиной. Волшебные воспоминания об Андроне я храню глубоко в сердце…».

У Беаты Тышкевич всегда было особенное отношение к Советскому Союзу. Она любила и тонко чувствовала русскую литературу и очень хотела сыграть в русском фильме.

Случай представился в 1969 году, когда Кончаловский приступил к съемкам «Дворянского гнезда».

В этой знаменитой киноленте Беата Тышкевич сыграла супругу главного героя – капризную, ветреную и прекрасную Варвару Павловну Лаврецкую, «дворянку по происхождению, кокотку по темпераменту». Помня красоту и аристократические манеры Беаты Тышкевич, никого другого, кроме нее, режиссер не мог представить на эту роль.

-5

Но процесс съемок был очень не прост. Случались и драматические столкновения. Например, Кончаловский не мог скрыть ревность: прямо на съемках за Беатой усиленно ухаживал молодой фотограф Валерий Плотников, а она как будто проявляла к нему благосклонность. Рассказывали и о таком инциденте. В одной из сцен у Беаты не получалось расплакаться. А без этого никак было нельзя продолжать съемочный процесс. И Кончаловский, не долго думая, с размаху влепил прекрасной пани пощечину.

-6

Беата вспоминает так об этом эпизоде:

«Во мне все закипело. Нет, это невозможно пережить! Я здесь не останусь! Самолетом, поездом, автостопом, пешком – чем угодно, только домой, в Варшаву!… Бегу в халате через весь парк, Андрон меня догоняет, падает на колени: «Умоляю, сыграй! Вот сейчас сыграй… Плачь, плачь…». Что тут скажешь? Циник. Но самый любимый».

Позже они смогли простить друг другу все обиды и остались хорошими друзьями.

Роль Варвары Павловны Лаврецкой актриса всегда называла одной из лучших в своей кинокарьере, а о пощечине говорила как о «производственном моменте». Годы спустя на кинофестивале в Риге, где Беата Тышкевич вручала приз Кончаловскому, она сказала со сцены: «Вот мужчина, который весьма специфическим образом научил меня, как любить, смеяться и как плакать».

-7

А непростые отношения на съемках актрисы и режиссера, быть может, свидетельствовали лишь об одном: угасшие чувства вспыхнули с новой силой.

Может, еще и поэтому Андрей Кончаловский принял решения снимать Тышкевич в «Дворянском гнезде» в фамильных драгоценностях, принадлежащих его матери. Однако замыслу не суждено было исполниться: драгоценности были украдены кем-то из членов съёмочной группы.

-8
-9

После окончания съемок Тышкевич вернулась в Польшу. Влюбленные долго переписывались. Но постепенно чувства угасли. Остались воспоминания.

Позже друзья актрисы утверждали, что все стены ее квартиры были увешаны портретами Кончаловского и его любовными посланиями.

А сама она признавалась: «После общения с ним трудно воспринимать других мужчин. Со всеми остальными скучно».

Беата Тышкевич трижды была замужем. В том числе за знаменитым режиссером Анджеем Вайдой. У нее две дочери. Каролина и Виктория.

Еще пять лет назад актриса вела довольно активный образ жизни. Была членом жюри польского конкурса «Танцы со звёздами», писала воспоминания и кулинарную книгу, участвовала в кинофестивалях, в том числе и в московском, увлекалась искусством фотографии. И, несмотря на преклонные лета, выглядела все так же царственно и величаво.

Однако последнее время актриса все чаще жалуется на здоровье. Живет она сейчас в основном в поместье под Варшавой. Дети и внуки заботятся о ней.

Что же касается работы в России, то после «Дворянского гнезда» у Тышкевич еще были роли в фильмах «Европейская история» (1984),«Прекрасная незнакомка» (1992),«В августе 44-го» (2001), «Линия Марты» (2014).

-10

А в 2006 году на XV Международном кинофоруме «Золотой витязь» актриса получила золотую медаль имени С. Ф. Бондарчука «за вклад в мировой кинематограф».

Пишите в комментариях свои мнения.

Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"