Глава первая
1968 год. Операция «Преподношение»
Мы просто не имеем права оставить
эту террористическую вылазку без ответа!..
Леви Эшколь, премьер-министр Израиля
Пассажирский самолет французской авиакомпании Air
France, прибывший из Бейрута 26 декабря 1968 года, в 11:30 со-
вершил посадку в Афинском международном аэропорту. Никто
не обратил особого внимания на двух молодых людей арабской
внешности, вместе с остальными пассажирами спустившихся
по трапу самолета. Как позже выяснилось, ими оказались боеви-
ки палестинской террористической организации НФОП1, 19-лет-
ний Тахер Хусейн Ямани и 25-летний Махмуд Мхаммад Исса.
В 1960-х годах, до начала массовой волны угона самолетов, на меж-
дународных авиалиниях не производился досмотр пассажиров
и их багажа, и молодые люди беспрепятственно прошли в зал
ожидания, пряча под длинными куртками автоматы Калашнико-
ва. Устроившись в креслах, они поставили рядом с собой большие
кожаные сумки, внутри которых под тонким слоем одежды были
уложены ручные гранаты и запасные автоматные обоймы.
В это время в аэропорту готовился к вылету Boeing 707 из-
раильской авиакомпании EL AL, следовавший рейсом No 253
Тель-Авив — Афины — Париж — Нью-Йорк. Согласно летному
графику израильский авиалайнер должен был пробыть в Афинах
не более часа, провести дозаправку и принять на борт дополни-
тельных пассажиров, летящих в Париж. Дождавшись начала
посадки, двое террористов присоединились к пассажирам и заняли
места в автобусе, следующем к трапу самолета. Однако на этот
раз в планы боевиков не входил угон самолета. Улучив удобный
момент, они незаметно отделились от остальных пассажиров
и укрылись возле машин технического обслуживания аэропорта.
Когда Boeing 707 стал выруливать на взлетно-посадочную полосу,
террористы покинули временное укрытие и с расстояния 6 метров
в упор принялись расстреливать самолет из автоматического ору-
жия. На борту находилось 37 пассажиров и 11 членов экипажа. Одна
из первых пуль, пробив иллюминатор, попала в голову 50-летнего
морского инженера из Хайфы Лиона Ширдана. От полученного ране-
ния он скончался практически мгновенно. Поняв, что наавиалайнер
совершено террористическое нападение, израильские пилоты, вместо
того чтобы заглушить двигатели, стали набирать обороты, стараясь
вывести самолет из-под линии огня. Тогда один из террористов стал
бросать ручные гранаты, одна из которых разорвалась прямо под
крылом авиалайнера. Лишь по счастливой случайности топливные
баки не воспламенились, огонь не только поглотил бы пассажиров
и членов экипажа, но мог бы перекинуться на соседние гражданские
самолеты, ожидавшие своей очереди на взлет.
Тем не менее один из двигателей всё же загорелся, и огонь
с большой скоростью стал распространяться по фюзеляжу авиа-
лайнера, угрожая в любой момент прорваться в пассажирский
салон. Ситуация складывалась критическая. Решение необходимо
было принимать не раздумывая. Желая высвободить пассажиров
из огненной ловушки, 21-летняя бортпроводница Хана Шапиро
взяла на себя инициативу и без приказа командира корабля от-
крыла входной люк, попав прямо под автоматную очередь. Одна
из пуль раздробила ей бедро, другая прошла навылет через лег-
кое. Спасаясь от огня, пассажиры, не дожидаясь прибытия трапа,
прямо на ходу стали выпрыгивать на бетонную площадку, рискуя
получить тяжкие увечья или попасть под шквальный огонь пале-
стинских террористов. Лишь по счастливому стечению обстоятельств
удалось избежать дополнительных жертв.
С начала атаки прошло не менее 20 минут. За это время терро-
ристы успели израсходовать практически весь боезапас, превратив
израильский пассажирский самолет в большое решето. Как раз
в этот момент на взлетное поле выбежали греческие полицейские.
Как выяснилось потом, у них даже не было при себе оружия.
Несмотря на это, они, рискуя своими жизнями, самоотверженно
бросились на террористов. Один из них, 19-летний Тахер Хусейн
Ямани, увидев приближающихся полицейских, сразу же выбросил
автомат и, достав из-под куртки большой палестинский флаг, стал
размахивать им, выкрикивая на арабском и английском пропале-
стинские и антиизраильские лозунги. Второй террорист, 25-летний
Махмуд Мхаммад Исса, последовал примеру своего товарища
и избавился от автомата. Высокий, очень сильный, во время ареста
он оказал яростное сопротивление. Греческим стражам порядка
пришлось в буквальном смысле повиснуть у него на руках и ногах,
чтобы повалить на землю и сковать наручниками.
На допросе оба не только не отрицали своего членства в па-
лестинской террористической организации «Народный фронт
освобождения Палестины», но и вели себя развязно, с улыбкой
рассказывая о деталях подготовки нападения. По большому счету
террористам не было смысла скрывать свою принадлежность к экс-
тремистской организации. Сразу же после этой бандитской вылазки
представители НФОП выступили по двум арабским радиостанци-
ям, вещавшим из Бейрута и Каира, взяв на себя ответственность
за произошедшее в Афинском международном аэропорту. Угрожая
целой волной терактов, они потребовали от греческих властей
немедленно освободить захваченных боевиков и предоставить им
возможность беспрепятственно покинуть страну.
Краткая справка
«Народный фронт освобождения Палестины» — НФОП был официаль-
но провозглашен в декабре 1967 года как леворадикальная марксист-
ская военизированная организация, взявшая на вооружение «китайскую
модель» марксистско-ленинской идеологии. В декабре 1967 года более
мелкие организации («Юные мстители», «Герои возвращения» и «Фронт
освобождения Палестины») объединились вокруг Жоржа Хабаша, создав,
в противовес арафатовскому национально-буржуазному ФАТХ, «основ-
ную политическую организацию рабочего класса Палестины».
На первом же съезде НФОП его генеральным секретарем
единогласно был избран доктор Жорж Хабаш — основной политический
соперник Ясира Арафата.
В программе фронта один из главных пунктов гласит: «...Основной
целью НФОП является освобождение всей Палестины и основание
демократического социалистического палестинского государства...»
НФОП последовательно выступает за создание независимого Пале-
стинского государства и общеарабскую социалистическую революцию.
НФОП признан террористической организацией во многих странах
мира, в частности в США, Канаде, ЕС, Великобритании, Иордании и Из-
раиле. НФОП одним из первых стал использовать теракты с целью при-
влечения мирового сообщества к палестинской проблеме. Организация
почти полностью состояла из арабов-христиан. Выделялась на фоне
остальных палестинских террористических организаций крайним экс-
тремизмом, высоким профессионализмом и масштабностью проводи-
мых ею международных террористических операций, среди которых,
безусловно, наиболее яркими и заметными стали захваты самолетов
международных авиалиний. На протяжении многих лет НФОП пользовал-
ся поддержкой Ливии, Сирии и Советского Союза, в частности КГБ СССР.
Несмотря на жесткое соперничество с ФАТХ, НФОП уже в 1970 году
присоединился к Организации освобождения Палестины, став после ФАТХ
второй наиболее крупной и влиятельной террористической организацией,
входящей в ООП.
Казалось, теракт в международном аэропорту на некоторое
время парализовал греческие власти. Никто не мог до этого мо-
мента предположить, что арабо-израильский конфликт выплес-
нется на территорию тихой благополучной Греции. Сразу после
того как стало известно о нападении террористов на израиль-
ский пассажирский лайнер, для обеспечения безопасности ино-
странных граждан к району аэропорта были стянуты крупные
силы армии и полиции. На место трагедии также выехали чле-
ны кабинета греческого правительства в полном составе, вклю-
чая премьер-министра. Известие об очередном теракте затмило
остальные новости. Резонанс в мире оказался настолько гром-
ким, что это не могло не вызвать восторга руководства НФОП.
Именно такую цель они и преследовали, планируя нападение.
Как позже вспоминала известная палестинская террористка
Лейла Али Халед, таким способом НФОП пытался привлечь
внимание мировой общественности к существованию палестин-
ской проблемы.
В тот же день в кабинете премьер-министра Израиля Леви
Эшколя состоялось экстренное совещание высших руководителей
силовых структур. Премьер был в ярости. «Мы просто не имеем
права оставить эту террористическую вылазку без ответа!» — за-
явил Эшколь. В сложившейся ситуации, по мнению премьер-ми-
нистра, Израиль был просто обязан провести ответную показа-
тельную акцию устрашения.
Поскольку террористы, совершившие нападение на изра-
ильский пассажирский самолет, прибыли в Афины из Бейрута,
в качестве одного из возможных вариантов было предложено вы-
садить десант в Бейрутском международном аэропорту и провести
показательную диверсию на глазах тысяч людей, находившихся
в пассажирском терминале. Следует сказать, что высадка спецназа
в Бейрутском международном аэропорту планировалась на протя-
жении последних шести месяцев. Идея такой операции возникла
сразу после того, как 23 июля 1968 года группа палестинских тер-
рористов захватила в воздухе израильский пассажирский самолет
авиакомпании EL AL и посадила его на территории Алжира1. Пер-
воначальный план подразумевал только высадку спецназа и угон
нескольких пассажирских самолетов арабских авиалиний. Однако
события 26 декабря 1968 года внесли корректировку в акцию воз-
мездия, существенно изменив планы израильского правительства.
В тот же день на северной базе ВВС Израиля «Рамат-Давид» были
сконцентрированы крупные силы ВДВ, готовые по первому при-
казу премьер-министра высадиться с вертолетов на территории
Бейрутского международного аэропорта и уничтожить все нахо-
дящиеся там пассажирские самолеты, принадлежащие арабским
авиакомпаниям. Планирование и общее руководство операцией
возмездия было возложено на командующего ВДВ Израиля бри-
гадного генерала Рафаэля (Рафуля) Эйтана. (продолжение следует)