Найти тему
Одна из...

Клевета - воспетая или опозоренная в живописных творениях Мастеров?

Вечная тема - соперничество. Испокон веков. И сопровождается оно частенько слухами и жалобами. Бывают ли слухи и жалобы без привирания? Нет. Идут они рука об руку с клеветой.

Готовя одну тему для Паблико, я перечитывала исторические изыскания на тему клеветы и увлеклась. А по пути наткнулась на живописные полотна, использованные в качестве иллюстраций.

В близком окружении Александра Македонского был талантливый живописец по имени Апеллес. Особенностью его почерка была высочайшая грациозность изображаемых объектов. Только ему было разрешено рисовать портреты великого полководца. История донесла до наших дней анекдоты о жизни художника. Одну из них вы наверняка читали.

Художнику долго не удавалось передать на полотне взмыленность лошади. После многочисленных усилий в сердцах он отшвырнул губку, которой очищал краску с кистей. Та, скользнув по полотну, оставила именно тот след, которого никак не мог добиться мастер.

Ещё одна легенда об Апеллесе связана с ложным наветом на него со стороны злобного соперника. Только благодаря прозорливости царя Птолемея и находчивости Апеллеса последнему удалось избежать смерти и даже получить денежное вознаграждение царя и соперника в качестве раба.

В результате этого случая Апеллес создал картину "Клевета". Она не сохранилась, но есть описание её Лукианом Самосатским.

А уже по этому описанию в Эпоху Возрождения другой величайший живописец Сандро Боттичелли написал картину "Клевета" (1496 г.) (Галерея Уффици, Флоренция).

Сандро Боттичелли "Клевета на Апеллеса" - скриншот из открытых источников.
Сандро Боттичелли "Клевета на Апеллеса" - скриншот из открытых источников.

Здесь важно знать героев сюжета. На троне царь Мидас с ослиными ушами - им Боттичелли заменил царя Птолемея с картины Апеллеса. Он служит аллегорией Глупости и представляет собой Земное Правосудие. За уши его крепко держат и старательно впихивают информацию Подозрительность и Невежество. Мужская фигура в тёмном разбойничьем одеянии с бледным лицом, к которой протягивает руку Мидас - это Зависть. Его рука как нож прямо нацелена на глаза Мидаса в попытке ослепить его.

Зависть, крепко держа за руку, ведёт девушку с таким милым непорочным лицом с факелом в одной руке. Это и есть обманчивый вид Клеветы.

Коварство и Обман как бы порхают над Клеветой, украшая ей жемчужными лентами и розами волосы.

Свободной рукой Клевета, вцепившись в волосы, тащит по полу обнажённого юношу, олицетворение Невиновности. Его связанные руки сложены в молитве о Справедливости, чьего образа как раз и нет в картине.

Мидас вроде бы и протягивает Невиновности руку, но жест вялый. Понятно, что он уже под прочным влиянием других персонажей действия.

Позади на некотором расстоянии сгорбленная фигура старухи в изорванных одеждах символизирует позднее Раскаяние со скрещенными руками и искоса смотрит на последнюю десятую фигуру в картине.

За фигурой Раскаяния - словно фарфоровая, обнажённая фигура прекрасной Истины с поднятой рукой к небесам и туда же обращенным взглядом. Истина здесь скорее всего выступает как аллегория Небесного Суда в противовес Земному Правосудию.

Древняя Греция с сюжетом картины Апеллеса. Эпоха Возрождения с картиной Сандро Боттичелли. Наши дни и мы с вами.

А герои, пытающиеся контролировать нашу жизнь всё те же: Глупость, Невежество, Подозрительность, Зависть, Клевета, Коварство, Обман. Все с ухоженным видом в красивых одеждах, держатся уверенно.

Ещё одну картину хочу вам представить.

Картина Аннибале Карраччи "Аллегория Правды и Времени" (1584-85 гг) (выставлена в Хэмптон-Корте как часть Королевской коллекции)

Мой скриншот из открытых источников
Мой скриншот из открытых источников

Извечное противостояние Правды, Истины, с одной стороны, и Клеветы, Лжи, с другой стороны. А между ними Время.

Время - в облике древнего старца. Правда в обнажённом виде - сразу на ум приходит фразеологизм "голая правда"(и как синоним "чистая правда"), который мы используем в своей речи. По сюжету картины Время спасает Правду, извлекая её из глубокого колодца, видимо, символизирующего Забвение. И ставит её ногами на тело поверженной Клеветы.

Извлечённая из колодца Забвения Правда попирает Клевету.

По бокам в нарядных одеждах крупным планом Эвентус (древнеримское божество, олицетворяющее Успех) и Фелицитас (древнеримская богиня, олицетворение Удачи).

Думаю, эта картина вселяет оптимизм в зрителя. Правда, истина должна торжествовать, хотя это торжество и требует больших усилий.

Жаль, что нам школе не преподавали хотя бы коротенький курс истории искусств. Оно, искусство идёт рука об руку с христианскими истинами.

Каждый день мы сталкиваемся с необходимостью отделять правду от лжи и клеветы. Это очень сложно. Требует огромной работы души и ума.

Будьте внимательны, слушая то, что вам нашептывают "доброжелатели".

Поднимите руку те, кто не любит посплетничать? Грешим-грешим. А передавая от одного другому, чуть-чуть искажается смысл сказанного, что-то слегка добавляется. Не со зла. Вполне добродушно.

Но находятся люди, которые могут эту информацию использовать во вред, со злобным умыслом. Например, ради должности. Или из зависти: "Вон у неё и муж хороший, и детишки хорошие, и квартира хорошая! А у меня?!!!" А бывает, что именно этого мужа и требуется заполучить! А ещё бывает, эта противная учительница никак не желает оценить знания моего ребёнка на пятёрку!

Сталкивались ли вы когда-нибудь с таким?

Можно ли противостоять клевете на себя?

А захотите ли вы помочь кому-то очистить репутацию от клеветы?

Всегда ли нужно отстаивать истину?