Найти в Дзене

Книги, которые могли, но не вошли в канон Нового Завета

Оглавление

Привычный нам новозаветный канон, в который входит 27 книг*,  составлен свт. Афанасием Александрийским в 367 году, а соборно закреплен на Гиппонском Соборе 393 года. До этого времени каноны  имели разное содержание. О книгах, которые могли не войти в канон Нового Завета, мы писали ранее. А теперь расскажем о тех, которые остались за его пределами. Почему они могли войти в новозаветный канон? По какой причине не вошли? Могут ли эти книги быть интересны современному читателю?

«Пастырь» Ерма

Свт. Ириней Лионский (130–202 гг.) в книге «Против Ересей» цитирует  «Пастыря» следующим образом:

«Хорошо говорит Писание: “прежде всего веруй, что Один Бог, все создавший и устроивший и все приведший из небытия в бытие. Он все объемлет, а Сам ничем не объемлется”». (т. IV, гл. XX)

Таким образом, святитель считал «Пастыря» частью Священного Писания. В то же время, в тексте древнейшего известного новозаветного канона Муратори (не позднее 170 г.) отмечалось: «Ерм написал Пастыря очень недавно, в наши дни. <...> И поэтому его следовало бы читать; но его нельзя читать людям публично в церкви ни среди пророков, <...> ни среди апостолов, так как написан после [их] времени».

«Пастырь» быстро приобрел авторитет у христиан: он был написан рано (ок. 140–150 гг.), автор ассоциировался с апостолом Ермом, сам текст был назидательным и соответствовал ортодоксии. Но, как сообщается в каноне Муратори, он все же не имел апостольского происхождения и потому в канон не включен. Впрочем, несмотря на то, что это апокриф, его частное чтение, в отличие от ряда других, никогда не возбранялось.

О чем книга?

Ерм – обычный христианин, которому дается откровение от ангела. Жизнь его числом неудач чем-то напоминает судьбу многострадального Иова, хотя скорби Ерма не так суровы (разорение, несчастливая жизнь с женой, дети развратились и оставили христианство).

Ерм не свят, как Иов, у него есть свои падения, за что его обличает ангел. Но не столько примечательна личность Ерма, сколько сам факт, что откровение передается такому человеку.

Условно содержание книги можно поделить на три типа – видения, заповеди и подобия.

Главная тема видений – жизнь и созидание Церкви. В видениях Церковь предстает в виде Старицы, говорящей с Ермом. Через этот образ открывается, что Церковь была прежде сотворения мира. Созидание Церкви верующими на земле передается аллегорически как образ построения башни, где пригодные для строительства камни – верующие, негодные – беззаконники, а удерживающие башню – добродетели. Трудно кратко передать внутреннюю красоту этого видения, поэтому лучше непосредственно ознакомиться с ним. Чтение займет не более 10 минут.

Иные, более короткие видения, были обращены к самому Ерму с призывом к покаянию и проповеди покаяния, а также открыли ему ужас будущих гонений на христиан.

Заповеди выстроены в форме диалога. Ангел поучает Ерма и дает ему заповеди, позволяющие или зщапрещающие совершать те или иные деяния и поступки, а Ерм задает вопросы. Некоторые темы в достаточной степени очевидны. Например: «Должно избегать лжи». А некоторые – наоборот, спорные: «Должен ли муж принять обратно бывшую жену, раскаивающуюся в прелюбодеянии? Есть ли грань, когда более не следует просить чего-либо у Бога?»

-2

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Подобия – небольшие иносказания вроде притч, где ангел на примере бытового или природного образа духовно поучает Ерма. Например, как виноградник поддерживается вязом, так богатому помогает молитва бедного; как зимой не отличишь живых деревьев от засохших, так и в земной жизни не отличишь праведного от нечестивого, а в жизни будущей, как летом, все станет различимо.

В целом, «Пастырь»  Ерма – не сложная, но в то же время душеполезная и интересная литература для каждого. Для вдумчивого и неторопливого прочтения достаточно нескольких часов.

Интересный факт

Представление о том, что человека всю жизнь сопровождают добрый и злой ангел, происходит из «Пастыря».

-3

Апокалипсис Петра

Апокалипсис Петра включен в состав канона Муратори и канон Кларомонтанского кодекса, хотя в первом оговаривается, что не все его признают. В частности, Апокалипсис Петра признавали сщмч. Мефодий Олимпийский и Климент Александрийский.

Апокалипсис Петра был написан в первой половине II в. и содержал в себе фрагменты, повторяющие канонические Евангелия. В то же время, описания видений посмертного бытия в нем более соответствуют языческой, а не христианской литературе. Ранняя датировка, атрибуция апостолу и привычные для бывших язычников идеи дали хорошую почву для его распространения.

В то же время, его принимало очень ограниченное число образованных богословов, преимущественно с языческим бэкграундом. Текст зачастую не соответствует православному вероучению и явно не принадлежит перу апостола, потому и был отвергнут.

О чем книга?

Известны две версии Апокалипсиса Петра. Фрагмент на греческом был обнаружен только в XIX в. А полная эфиопская версия на коптском языке найдена в XX в. Версии отличаются в деталях, но имеют общую суть повествования.

Греческий фрагмент начинается с предречения о лжепророках и их будущем наказании. По содержанию оно очень схоже с пророчествами о лжеучителях из 2 Послания Петра и Послания Иуды.

Далее от первого лица следует описание ощущений ап. Петра во время Преображения Господня. Вначале апостол изумляется видением двух мужей (Моисея и Илии) в белых одеждах, а затем Господь показывает ему рай и ад. В раю – яркий свет, красивые цветы и растения, благоухание и прекрасные плоды. Праведники в белых одеждах хвалят Бога, а ангелы летают среди них.

В аду же мрак, повсюду бурлящая грязь, стекающая кровь и озера из человеческих нечистот. Хулителей справедливости жгут каленым железом в глаза и подвешивают за язык, а прелюбодейных женщин вешают за волосы, убийц вечно терзают дикие звери, а убитые наблюдают за этим и тешатся, гомосексуалистов заставляют раз за разом сбрасываться со скалы и т.д.

Эфиопская версия более пространна. Начинается она с проповеди Христа на Елеонской горе, где Он рассказывает апостолам  о будущих судьбах мира и Втором Пришествии.

В начале текста используются максимально приближенные к евангельскому изложению цитаты Христа и притча о бесплодной смоковнице. Это создает впечатление подлинности изложения, но ненадолго, а именно до тех пор, пока не начнутся высказывания о райских блаженствах и адских мучениях, якобы произнесенные Христом. Описание ада, как и в прошлом случае, изобилует чрезмерными подробностями жестоких истязаний, а рая – блаженных наслаждений. По окончанию речи Христа апостол испытывает те же видения ада и рая, что читаются в греческом варианте Апокалипсиса Петра.

Завершается книга описанием события Преображения, переданном в близком к Евангелиям виде. Повторную смену стиля сложно не заметить, что опять же заставляет меньше доверять тексту.

К чтению Апокалипсис Петра порекомендовать трудно. Сомнительные пророчества, повторение оригинальных евангельских фрагментов в несколько искаженном варианте и большое количество жестокости не стоят Вашего времени.

Интересный факт

Если вам кажется, что где-то вы такое  уже читали, вы не ошиблись. Сложно утверждать, что Данте Алигьери вдохновлялся Апокалипсисом Петра во время написания «Божественной комедии»,  но сходство очевидно даже в мелких деталях. Например, как в «Божественной комедии», так и в Апокалипсисе Петра чем ниже зрящий погружался в ад, тем более страшные видения и грехи ему доводилось наблюдать.

А если вы не читали «Божественную комедию», то нужно отметить, что в Апокалипсис Петра были восприняты некоторые идеи о посмертном существовании из произведений языческих авторов («Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия и мифы Платона).

-4

Деяния Павла

Среди рассматриваемых книг эта имела наименьший авторитет. Канонической она признается только в Кларомонтанском кодексе VI в**. Евсевий Кесарийский называет Деяния Павла подложными и спорными, между тем как в IV в. книга распространялась и некоторыми еще почиталась богодухновенной.

Этот апокриф по большей части отражал церковное и народное устное предание и была достаточно рано написана, хотя с точным установлением даты (100–160 гг.) есть сложности.  По словам Тертуллиана, Деяния Павла были написаны неким пресвитером, который сознался в этом, «из любви к Павлу». Труд пресвитера, правда, не оценили и за его написание лишили автора сана. Будучи произведением не апостольским, содержащим в себе не всегда достоверные сведения, «Деяния Павла» не могли войти в канон.

О чем книга?

Оригинал утрачен. Деяния Павла в современном состоянии – скомпилированные фрагменты рукописей греческого и коптского происхождения.

Большую часть Деяний составляют истории о миссионерских путешествиях апостола Павла, рассказы о чудесах и исцелениях, совершаемых им. Эта часть текста сохранилась хуже всего: ни один эпизод не дошел до нас в неповрежденном виде. Некоторые эпизоды, как деяния Павла в Эфесе, все еще изображают события в достаточной полноте. А от некоторых сохранилось всего несколько строк.

Помимо непосредственно деяний в тексте содержится послание коринфян к Павлу и ответное, уже третье, послание апостола к коринфянам. Коринфяне писали, что в их церкви появились два человека – Симон и Клеобий, которые проповедовали ереси. Христиане просили прийти Павла на проповедь и спасти заблудшие души.  Суть учения ересиархов выражалась в отрицании Ветхого Завета, Бога Творца, воскрешения плоти, реального воплощения Христа и вере в то, что мир управляется не Богом, а ангелами (вероятно, злыми).

Антиномианство, дуализм и докетизм – действительно главные черты учений древних гностиков в целом и учения Симона Мага в частности. Большую правдоподобность этот отрывок получает, когда Евсевий Кесарийский, независимо от Деяний Павла, в «Церковной истории» среди лжеучителей, развращавших церковь Коринфа, называет Симона и Клеобия (гл. 22).

В ответном послании Павел опровергает еретические заблуждения и обращается с увещеванием. Он пишет, что уже не может прийти, поскольку находится в заключении и готовится к мученичеству. Богословие послания соответствует православному духу, что объясняется его авторством (см. выше).

Завершает повествование эпизод с мученичеством Павла в Риме. Во время гонений Павел предчувствовал собственную казнь и проповедовал: «Мужи, уверуйте в Бога Живого, Который и меня из мертвых поднимет, и всех, кто верит в Него». Во время казни случилось чудо: вместо крови полилось молоко. Эта новость, разойдясь по всему Риму, дошла до Нерона и привела его в изумление.

Вскоре в императорский двор пришел воскресший Павел и произнес пророчество о том, что вскоре Нерона постигнут великие беды и кары за невинно пролитую кровь праведников. Нерон, испугавшись, повелел отпустить содержащихся в заточении христиан.

Книга представляет интерес скорее для специалистов. Текст является смесью Предания Церкви, авторского богословия и народного сказания. Из-за значительных повреждений первая часть Деяний Павла не воспринимается как нечто целое. Наиболее ценным фрагментом является послание в Коринф, где опасные ереси того времени обличаются и опровергаются если не в апостольском, то хотя бы в православном духе. Учеными отмечается особая ценность апокрифа для реконструкции христологических воззрений и стереотипов мышления, свойственных христианам II в.

Интересный факт

Очень необычный и, наверное, уникальный для всей христианской литературы фрагмент содержится в Деяниях Павла. Во время его путешествия из Эфеса навстречу ему и двум спутницам вышел свирепый лев. Они, понимая неизбежность гибели, стали молиться. По прошествии некоторого времени Павел увидел, что лев лежит у его ног. Далее приводится сокращенный текст:

«— Лев, ты чего хочешь?

А он отвечает:

— Желаю окреститься!

И восславил я Бога, даровавшего зверю речь и спасение слуге своему. Протекала как раз в том месте река большая. Спустился я к ней, и последовал он за мной.

И сам был я в страхе и изумлении, что приходится мне льва, словно вола, вести и крестить водою его. И стоял я на берегу, мужи, братия, восклицая и говоря: "Ты, пребывающий в высях, Призритель убогих и страждущих Утешитель, затворивший львиные пасти пред Даниилом, Господа нашего Иисуса Христа мне пославший, дай избегнуть нам лютости зверя, дабы исполнил я предначертанное Тобой". И помолившись так, взял я этого льва за гриву и с именем Иисуса Христа погрузил его трижды в воду.

Когда же вышел на берег он, отряхнулся и сказал мне: "Да пребудет с тобою милость Его!". И ответствовал я ему: "И с тобою тоже!"»

-5

Конечно, это далеко не весь список книг, претендовавших на каноничность. Но и у прочих похожая история. Когда авторство приписывалась апостолу, доселе никому не известный текст сразу претендовал на авторитет.

К III в. уже существовали первые каноны и список признаваемых книг в разных церквях приобрел относительную однообразность. Во всяком случае, хотя оставались спорные книги, появление нового «откровения», приписываемого апостолам, уже вызывало настороженность и распространиться новому тексту было не так легко.

Хотя подложные книги не являются частью Писания и порой их содержание даже не имеет отношения к реальности, это не значит, что их чтение не может быть полезным. Свт. Ириней Лионский использовал «Пастыря» Ерма для борьбы с ересями. А многие еретики, например, ариане или монофизиты, хотя и опирались только на канонический текст Нового Завета, исказили веру. При чтении апокрифов важно понимать, что на них наша вера не строится. И самое главное – всегда узнавать мнение святых и соборов насчет конкретных текстов.

___________

*Четыре Евангелия, Деяния, Семь Соборных Посланий, Четырнадцать Посланий Апостола Павла и Апокалипсис.

**Некоторыми исследователями, к примеру, Адольфом фон Гарнаком утверждается, что в свою очередь Кларомонтанский канон был списан с неизвестного канона III в.

-6

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ, ЧТОБЫ ПОЛУЧАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ О ПРАВОСЛАВИИ