Упомянув в предыдущей статье Вандомскую колонну, я подумал, что ее судьба полна всевозможных перипетий и достаточно интересна, чтобы написать о ней отдельную статью.
Колонна украшает собой, собственно, Вандомскую площадь в Париже и была воздвигнута в 1807 году по приказу Наполеона. Поначалу она называлась колонной Побед великой армии, поскольку посвящена успехам наполеоновских войск в 1805 году. Заказ на проект получили архитекторы Ж. Гондуэн и Ж.-Б. Лепер. За образец они взяли колонну Траяна, которая стоит в Риме и прославляет этого римского императора.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
В пиар-целях была выдумана легенда, что колонна Побед сделана из переплавленного металла захваченных русских и австрийских пушек. На самом же деле ее сделали из камня, но обложили бронзовыми барельефами, в которых Лепер изобразил подвиги наполеоновской армии в 1805 году. Возможно, какие-то пушки и переплавили для этого, но на все их точно бы не хватило. Вершину колонны венчает статуя, естественно, Наполеона Бонапарта в римском одеянии с фигурой богини Ники в руке. В общем, хотя и вторичный, но эффектный монумент. И, кстати, внутри колонны есть лестница, по которой можно подняться к Наполеону.
Когда в 1814 году русские с союзниками взяли Париж, сами французы хотели убрать колонну, но именно русские не дали этого сделать. Однако, статуя Наполеона была заменена на флаг Бурбонов.
Как известно, история Франция в XIX веке была очень бурной. Постоянно менялась власть, короли то вступали на престол, то свергались оттуда. Июльская революция 1833 года посадила на трон Луи-Филиппа, который приказал вернуть статую Наполеона на колонну. Ее заново отлил скульптор Сёрр. На сей раз император предстал не в римской тоге, а в своем обычном сюртуке. В руке он держал не богиню Нику, а подзорную трубу. Бонапартисты, конечно, приветствовали возвращение статуи на колонну, но было и много противников как статуи, так и колонны в целом. Многие знаменитости того времени требовали разрушить ее как символ милитаризма и авторитаризма.
Для противников монумента звездный час наступил во время Парижской коммуны в 1871 году. Тогда художник Гюстав Курбе стал комиссаром по культуре и распорядился повалить Вандомскую колонну, что и было сделано при большом стечении зевак. Но Коммуна просуществовала недолго. После ее поражения новая власть распорядилась поднять колонну, отреставрировать ее, а Курбе — оплатить издержки. Несчастный художник семь лет платил по 10 тысяч франков в год, пока не умер в полной нищете.
Что касается колонны, то с тех пор на нее не покушались.
Читайте еще на моем канале:
Один из самых знаменитых поцелуев в мире, к которому я равнодушен