Обычно итоги я подвожу ближе к 31 декабря, когда все главные премьеры отшумели. Но в год долгожданной премьеры «Аватара: Путь воды», которая еще оказалась шляпой, вряд ли стоит ждать новых кинематографических сюрпризов за остаток времени.
Поэтому, вот десятка лучших фильмов и сериалов 2022 года по мнению «Самоучителя сценариста»:
10 место – «Невыносимая тяжесть огромного таланта»
Режиссер – Том Гормикэн, сценаристы – Том Гормикэн и Кевин Эттен
Столкнувшийся с творческим и финансовым кризисами Николас Кейдж вынужден принять предложение за 1 млн долл посетить день рождения своего фаната номер один, за которым охотится ЦРУ, пытающееся накрыть цепочку торговли оружием и киднэппинга.
Необычное и искреннее признание в любви к Николасу Кейджу, как к лучшему актеру всех времен, полное самоиронии и бесконечных отсылок к прежним ролям звезды. Второй год подряд Кейдж входит в десятку лучшего по итогам годам, но если в прошлый раз это была «Свинья» («Джон Уик» глазами Андрея Звягинцева), то теперь перед нами милый и обаятельный «Паддингтон 2», если бы он был боевиком с Николасом Кейджем.
9 место – «Варвар»
Режиссер и сценарист – Зак Креггер
Приехавшая на собеседование девушка арендует дом в неблагополучном районе Детройта, который уже кем-то занят. Мало того, дом как будто живет своей собственной жизнью – и рано или поздно квартирантам предстоит с ней столкнуться.
Автор нагло обращается со структурой, нарушая нормы и от того еще удачнее обводит зрителя вокруг пальца в каждом кажущемся замыленном клише. Комплимент может прозвучать слишком громко, но главное сравнение, которое приходит на ум – «Варвар», это «Психо», помноженный на «Джиперс Криперс» в пост- мета- и прочих атрибуциях. Вряд ли после этого фильма вы прекратите пользоваться Airbnb, как божатся американские зрители, но вернуться к картине определенно захочется.
8 место –«Вечеринка», сезон 1
Шоураннеры – Кристофер Миллер и Фил Лорд
На вечеринке по случаю встречи бывших одноклассников погибает хозяин дома – звезда шоу-бизнеса. И пока на расследование громкого дела спешит звездный детектив, первой оказавшаяся на месте преступления следователь решает сама раскрыть дело до рассвета.
Грандиозная жанровая головоломка от лучшего творческого тандема современности («Осадки из фрикаделек», «Мачо и ботан», «ЛЕГО»), каждая серия которого, оставаясь комедией, решена в разных жанрах – от боевика до мультфильма и подана с новой точки зрения. Это как настольная игра «Улика», в которую играют мастера мирового класса.
7 место – «Тор: Любовь и гром»
Режиссер – Тайка Вайтити, сценаристы – Дженн Робинсон и Джейсон Аарон
Когда вопреки мольбам Горра маленькая дочь умирает у него на руках, а Бог, которому он служил, оказывается не высшим милосердным мудрецом, а всесильной вошью, для которого мучения его паствы – веселый цирк, Горр овладевает Некромечом и решает истребить всех Богов – каждого из жестоких мучителей тысяч галактик.
Да, «Любовь и гром» – совсем не «Рагнарёк», но что делает четвертый фильм еще прекраснее, это как раз любовь. Она здесь двигающая сила, она заставляет убивать и оставаться в живых, она и цель, и ставка одновременно. Любовь – это и есть Вселенная. И всего второй раз за всю марвеловскую вселенную здесь отличный убедительный злодей, каждый поступок и действие которого логично и дополняет глубину истории. Но самое главное, что это фильм о том, что Любовь – самая мощная и универсальная сила на свете, и совершенно не важно, с какой ты планеты.
6 место – «Ирма Веп», мини-сериал
Режиссер и сценарист – Оливье Ассайяс
Американская кинозвезда приезжает в Париж на съемки французского режиссера, который создает ремейк своей любимой немой кинокартины. Вымысел и реальность постепенно смешиваются между собой, высекая искры магии и иглы боли такими, какими и пронизан настоящий творческий процесс.
Удивительный мини-сериал Ассайяса об изнанке кинопроизводства, душевном стриптизе и непростых отношениях непростых людей, который сам по себе является ремейком его же стародавнего фильма с тем же названием. Восьмичасовая картина раскрывается с каждой серией как матрешка, открывая новые слои, пока производственная драма не превращается в пронзительную режиссерскую исповедь, а та в свою очередь – в волшебство.
5 место – «Топ Ган: Мэверик»
Режиссер: Джозеф Косински, сценаристы – Эрен Крюгер, Эрик Уоррен Сингер, Кристофер МакКуорри
После того, как пилот-испытатель Мэверик нарушает прямой приказ адмирала, его командируют в школу асов «Топ Ган», знаменитым выпускником которой был когда-то он сам. Но назначают Мэверика не за штурвал истребителя, а наставником новой группы молодых пилотов, которых необходимо в невозможные сроки подготовить к выполнению невыполнимой миссии.
Точный как современные системы наведения сценарий делает почти невозможное: встраивает бравурно-маскулинный ура-патриотический конструкт 80-х в современность. И делает это без поднадоевших цитат и отсылок, а филигранно выписанными персонажами. Как в кокпите истребителя, здесь нет ничего лишнего: каждый на своем месте, у каждого свой выбор жизни или смерти (буквально или фигурально), каждый сталкивается с пределом своих возможностей. А на что способен Том Круз, как главная экшн-звезда планеты, мы прекрасно себе представляем.
4 место – «Бэтмен»
Режиссер: Мэтт Ривз, сценаристы – Мэтт Ривз и Питер Крэйг
Бэтмен идет по следу психопата, который жестоко расправляется с властной верхушкой Готэма и оставляет Бэтмену зашифрованные послания, как-то связанные с прошлым Томаса Уэйна.
Угрюмый финчеровский детектив, где охота на Риддлера-Зодиака – только предлог, чтобы еще не нашедший эмоционального баланса Брюс Уэйн отказался от права на нормальную жизнь и загнал себя Великой Миссией. В этом смысле «Бэтмен» – прямой наследник «Джокера»: обе картины про ценности, характер и внутреннее я. Только в отличие от Филлипса, Ривз, оставляя героя покалеченным, склеивает осколки и позволяет ему заключить перемирие со своим темным подсознательным. Глубокая и вдумчивая работа с персонажами и этикой, которая казалось невозможной после исчерпывающей трилогии Кристофера Нолана.
3 место – «Фабельманы»
Режиссер – Стивен Спилберг, сценаристы – Стивен Спилберг и Тони Кушнер
Сэмми Фабельман помешан на фильмах. Мир он тоже познает через объектив любительской отцовской камеры. Линза словно мантия-невидимка отделяет его от мира и позволяет увидеть жизнь, как под увеличительным стеклом – иногда прекрасную, а иногда скрывающую разрушительные секреты.
Трогательная автобиография Стивена Спилберга, в большей степени решенная не фильмом взросления будущего гения, а признанием в любви к родителям – дотошному, близорукому отцу-инженеру, за паяльником и транзисторами не растерявшему свое большое сердце, и мятущейся в поисках себя, раздираемой в разные стороны искусством и бытом матерью (кажется, гарантированный «Оскар» Мишель Уильямс). Магия кино про магию кино.
2 место – «Пиноккио Гильермо дель Торо»
Режиссеры – Гильермо дель Торо и Марк Густафсон, сценарист – Патрик Майкл Хэйл
Плотник-краснодеревщик Джепетто трагически теряет сына и в беспамятстве от горя утраты создает деревянную куклу, которая оживает, постигает мир и изо всех сил стремиться стать хорошим сыном своему создателю, который отчаянно не хочет становиться отцом.
Потрясающая анимация волшебника дель Торо, которой удается невозможное: рано или поздно угловатые герои сказки начинают казаться живыми созданиями, а сам мультфильм – больше Кино, чем компьютерно симулированный «Аватар: Путь воды». «Пиноккио» для дель Торо словно завершение авторской трилогии, начатой «Хребтом дьявола» и «Лабиринтом Фавна»: война здесь также бесцеремонно вторгается в жизнь героев, ее горе и боль дают всходы, но финальное самопожертвование исцеляет, потому что нет на свете большей силы, чем сила Любви.
1 место – «Миротворец», сезон 01
Шоураннер – Джеймс Ганн
Восстанавливая здоровье после «Миссии навылет», член Отряда Самоубийц по прозвищу Миротворец вынужден присоединиться к секретной операции «Проект Бабочка». Элитные специалисты пытаются идентифицировать и уничтожить инопланетных паразитов, захватывающих человеческие тела по всему миру.
Захватывающий, смешной и трогательный сериал Джеймса Ганна, выросший из его же перезагрузки «Отряда самоубийц», каждая сцена которого на грани гениальности и истерического хохота. Еще никто не говорил о супергероики с подобного ракурса, и если у Нолана и Ривзом реалистичность, это ссадины, недосып и рваные раны, то у Ганна настоящесть, это смертельная петля через детские травмы, наивную непосредственность и человечность, которой хватило бы на десяток «Стражей Галактики».