Найти в Дзене
KOZHEMYAKINA media

Креативная индустрия: история становления понятия

Рекордными темпами во всем мире развивается сфера креативных индустрий. Россия не исключение из этого процесса.

И это не удивительно, ведь творческая деятельность и креатив решают многие социальные и экономические задачи, что особенно стало заметно в связи с пандемией.

В России живут по-настоящему талантливые люди и для нас крайне важен процесс развития творческих профессий🧑‍🎨

Благодаря ему мы можем драйвить и развивать экономику, которая до сих пор зависит от добычи полезных ископаемых.

В связи с этим запускаем серию образовательных статей о креативной индустрии! Погнали🏃‍♀️

Креативные индустрии — это полноправный сектор экономики, основанный на продаже товаров и услуг, которые имеют интеллектуальную, культурную и историческую ценность🧐

Получается продукт креативной индустрии – творчество. А выражено оно может быть в широком спектре отраслей и видов деятельности: от народных художественных промыслов до медиа. 

А если подробнее то, сегодня к креативным индустриям относят следующие отрасли:

🍩Все сферы искусства (в том числе музыка, театр, кино)

🍩IT и разработка программного обеспечения 

🍩Реклама

🍩Проектирование и архитектура

🍩Создание музыкальных инструментов 

🍩Туризм.

Немного об истории:

Понятие креативной индустрии зародилось еще на рубеже XIX и XX веков. Тогда радио, запись звука, фотография, кино, усовершенствованные технологии печати – были настоящим технологическим прорывом и дали старт зарождению творческих профессий. 

📌Впервые термин начал употребляется политиками и исследователями в начале 1980-х годов, тогда был создан знаменитый доклад ЮНЕСКО, в котором была описана первая концепция анализа и оценки состояния креативной индустрии.

📌В 1998 году британским Министерством культуры был создан «Документ о картировании креативных индустрий». Это был первый полноценный доклад о влиянии креативных индустрий на британскую экономику. В нем же появилось первое официальное определение, выглядело оно так:

«Креативные индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

📌В 2000 году появился термин «креативная экономика», впервые он был использован нью-йоркским журналом Businessweek. С тех пор, тема заинтересовала российских экономистов своими возможностями.

В мире существуют 3 крупнейших рынка креативной индустрии:

🧁АзиатскоТихоокеанский (АТР), Европейский, Североамериканский.

АТР – впереди всех. Так вышло, что жители 58 стран максимально заинтересованы в печатной продукции и видеоиграх. Здесь самый высокий спрос на творческую продукцию.

🧁В 2000 году Китай признал необходимость в развитии креативных индустрий и даже включил рекомендации к пятилетнему плану развития страны. Основной акцент сделали на программное обеспечение, мультимедиа, 3D-технологии, рекламу.

🧁Европейский рынок креативной индустрии сделал ставку на развитие культурного наследия, искусства и моды. В итоге, 7 из 10 самых посещаемых музеев мира являются европейскими. Из 69 креативных городов 30 – европейские. Великобритания – лидер на арт-рынке (особенно в области современного искусства).

🧁В США и Канаде рынок развивается в сторону медиа, а именно, телевидения, радио, кинопроизводства. Так как, именно в там находится наибольшее число потребителей цифрового контента.

Статистика:

Среднегодовой доход креативных индустрий в странах АТР составляет 33% рынка, или 743 млрд долл., в Европе – 32%, или 709 млрд долл., в Северной Америке – 28% рынка, или 620 млрд долл. Выручку российской креативной индустрии можно примерно оценить в 127 млрд долл., что составляет 6% рынка.

Российский рынок креативных индустрий заметно отстает, в следствии позднего признания «креативных индустрий» частью экономики.

В России понятие «творческие индустрии» официально закреплено было в 2014 году, в государственном документе «Основы государственной культурной политики».

Официальный термин:

«Творческие индустрии – компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельности по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке. 

К сфере творческих индустрий относятся: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации». 

На данный момент список отраслей ограничен. Изначально к нему относились только «Искусство и культура» и «Дизайн». Но, на данный момент, уверенные по доходности позиции занимает сфера информационных технологий, программного обеспечения и компьютерных услуг, а также реклама, маркетинг, издательская деятельность.

Сейчас в России особенно активно развивается экспорт услуг ИКТ – информацоинно-коммуникационные технологии. Основной объем экспорта обеспечивают реклама, маркетинг, архитектурные, инженерные и прочие технические услуги. Экспорт креативных товаров за тот же период вырос на 44%, в основном за счет продукции дизайна и аудиовизуальных средств.

Важно понимать, что в России наиболее популярен сектор «Искусство и культура». Наши показатели потребления выше в 5 раз, чем у коллег со всего мира. Российские ученые прогнозируют огромный потенциал развития креативных индустрий в этой области.

И еще немного цифр:

🍿По объему ВВП мировыми лидерами в сегменте креативных индустрий являются США ($988 млрд) и Китай ($921,6 млрд).

🍿По доле креативных индустрий в ВВП страны первое место занимает Италия (6,1%), затем Великобритания (5,8%) и Австралия (5,7%). Среднемировой уровень 3%. 

🍿В России по данным АСИ на 2018 год этот показатель был 4,37%.

Подытожим:

Сфера креативных индустрий определяет новые виды социально-экономического взаимодействия между государствами. Поэтому сегодня нам просто необходимо развивать креативную экономику. 

Развитые креативные индустрии — это не только вклад в общий ВВП, это возможность населения реализовываться в своем родном городе, населенном пункте без необходимости срываться с места, переезжать в Москву, Петербург и прочие крупные города, где больше возможностей❤️