Общественный совет при Рособрнадзоре решил выяснить, как снизилась загруженность школьных педагогов после выхода приказа Минпросвещения о сохранении «пяти необходимых документов» для отчетности – оказалось, что воз «бумажек» и ныне там. 60% учителей пожаловались на чрезмерную загруженность отчетами сверх «пятерки» обязательных. Представители учительского сообщества рассказали «МК» о причинах того, почему школы продолжают буквально гнуться под грудой поступающих в их адрес запросов, и почему чиновники не могут поставить действенный заслон этому «бумажному валу».
К 1 сентября Минпросвещения утвердил пять отчетных документов для педагогического состава: это программа учебного предмета, характеристика учащихся (составляемая по запросу), журнал учета успеваемости, журнал внеурочной деятельности и план воспитательной работы. Из 17 тысяч опрошенных педагогов «около 30% четко заявили, что их общая документарная нагрузка снизилась», – сообщила член Общественного совета при Рособрнадзоре Наталья Алтыникова, назвав это уже «достижением», что хоть кому-то в результате действий ведомства стало легче.
– Действительно ли снизилась бюрократическая нагрузка на учителей? – задаем вопрос члену совета профсоюза «Учитель», преподавателю русского языка и литературы Всеволоду Луховицкому.
– Нет, она не снижается, а, наоборот, увеличивается, – говорит Луховицкий. – Кроме того, что полагается делать учителям по закону, с них еще требуют огромное количество вещей «неформально», дополнительно.
Как только директору школы приходит какой-то запрос – ну, например, сколько детей в этом месяце посетили музеи и театры по льготной карте, он спускает этот запрос на учителей. Он не может отвечать на него сам. Формально любой учитель мог бы отказаться, так как это не входит в его обязанности. Но в этом случае директор и завуч будут на такого учителя всячески давить, объясняя, что «он подводит школу и директора». А директор и в самом деле может пострадать: по-прежнему существует норма в законе, говорящая о том, что учредитель может в любой момент без объяснения причин уволить директора школы.
Кроме того, сейчас увеличилось количество разных отчетностей, связанных с воспитательной работой, а также с повышением квалификации учителей и прохождением ими аттестации. Например, в столице всем учителям, которые хотят получить аттестацию – первую высшую категорию, нужно сдавать ЕГЭ. Это еще одна дополнительная обязанность, которая нигде не прописана. Сейчас уже новых учителей директора на работу не берут, если они не предъявляют бумажку, что прошли ЕГЭ. Отмечу, что гораздо больше учителя загружены разной отчетностью в регионах.
– Проблема высокой нагрузки в плане отчетности учителей остро стояла последние несколько лет, а может, даже десятилетий, и, вот наконец-то в министерстве пришли к решению как-то исправить эту ситуацию и оставили эти пять документов, – в свою очередь, высказал «МК» мнение заместитель директора по информатизации челябинского лицея № 35, учитель истории, член Всероссийского экспертного педагогического совета Минпросвещения РФ Владимир Брюхов. – Эти пять документов полностью отражают работу учителя – учить детей и воспитывать детей, если он классный руководитель. Однако проблема избыточной отчетности остается, ведь отчетов и запросов с каждым годом становится только больше. Никуда не исчезли бесконечные мониторинги и сбор информации от самых разнообразных структур, которые поступают в адрес администрации школ.
Во-первых, этот поток запросов идет от муниципальных и региональных органов управления образованием. Причем нередко это даже не их инициатива, а на них эти документы тоже направляют их партнеры. Это, например, организации, связанные с Минпросвещения или Министерством цифрового развития, отвечающие за цифровизацию школ.
И тут все зависит от руководства учебного заведения. Если у завучей много времени и возможностей, то они сами начинает заниматься заполнением всех этих бумаг и форм, освобождая учителей. Если же работа не организована или поток отчетов слишком велик, то эти обязанности приходится перекладывать на учителей.
Еще много запросов поступает по поводу детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, например, состоящих на учете в КДН. Этой работой вроде бы должны заниматься специальные органы – соцслужбы, полиция и т.д., но так как ребенок большую часть времени проводит в школе, получается, что школа должна отвечать за все «грехи» своего ученика, и, соответственно, должна отчитываться. И поэтому классные руководители, социальные педагоги, психологи пишут характеристики, планы проведенной работы… Может быть, если бы учителя больше времени занимались непосредственно детьми, то и поводов для заполнения таких отчетов было бы меньше.
Но свет в конце тоннеля все же проглядывается. Владимир Брюхов, как и все прочие учителя, надеется, что ситуация изменится, поскольку Минпросвещения, по его словам, настроено на то, чтобы создать подобный список документов и мониторингов и на уровне муниципальных органов управления образованием, «чтобы те не перекладывали этот вал документов на плечи школ». «А сейчас ситуация неправильная – учителей вроде бы защитили пятью документами, но сами школы никто не защитил», – подытожил Брюхов.
Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!
Автор: Ирина Бричкалевич