Найти в Дзене
Из глубины души

Судьба моих родителей. Житейская история

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Дорогие друзья, здравствуйте!

Огромное Вам спасибо за поддержку и слова благодарности в наш адрес! С Зоей Петровной мы познакомились совсем недавно в Центре "Доверие". Конечно, сразу близкими друзьями мы не стали, так как я хожу на занятия три дня в неделю, а народа там много. Но, видимо, какие-то симпатии появились!

Как я говорила ранее, что она подошла ко мне и сказала, что у нее есть 2 рассказа-воспоминания и если я хочу, то могу опубликовать их на своем канале. Я ничего не обещала, но сказала, что посмотрю! Дома уже ночью я прочитала первый рассказ и увидела в нем очень много интересного!

Мне показались знакомыми некоторые моменты жизни из рассказа и я решила его опубликовать. Читая Ваши комментарии, дорогие друзья, я видела, что Вам это все тоже созвучно. Какую непростую и трудную жизнь прожили наши родные! Поэтому, в память о старшем поколении, я сегодня публикую 2-й рассказ Зои Петровны о родителях. Этот рассказ она тоже написала для дочери Татьяны.

Судьба моих родителей.

Таня, я хочу, чтобы ты знала о судьбе моих родителей. Они уроженцы села Малый Куналей, Бичурского района, Бурят-Монгольской автономной советской социалистической республики, Б-М АССР. Отец - 1908 г.р., мама - 29.10.1906г.р. Род занятий отца - крестьянин-единоличник, то есть середняк.

По натуре он был горячий. Как сообщала Прокуратура РФ от 22.09. 2003г. "Сидоров Петр Михайлович, 1908 г.р., проходил по уголовному делу об участии в вооруженном восстании в селах Тарбагатайского района. В архивном уголовном деле сведений о его аресте не имеется." Поэтому, согласно выписке из протокола заседания тройки ПП ОГПУ ДВК от 31.07.1030г. "уголовное дело в отношении Сидорова П.М. прекращено, подписка о невыезде аннулирована."

А потом началась коллективизация. 18 октября 1930г. в с. Малый Куналей прибыл отряд комсомольцев с подводами. Они ездили по дворам и отнимали нажитое у населения (скотину, зерно, запасы продуктов). Мой отец вместе с братьями , а их было 8 человек, оказали сопротивление против раскулачивания комсомольцами.

На следующий день прибыл отряд красноармейцев и сопротивление было сломлено. Отец и братья были арестованы, как участники крестьянского восстания и приговорены 10.12.1930г. Тройкой ПП ОГПУ по ВСК по статье 58-2, 58-11 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Все нажитое отняли, а жильцов выгнали из дома.

Бабушка Татьяна Смолина, его теща, мамина мать, с малыми детьми Гутей и Тасей ходили "по-миру". В доме, в котором они жили, разместили Сельсовет. А отец с маминым братом Карнилом Смолиным совершили побег. И уехали на строительство Беломоро-Балтийского канала. Потом они вернулись в Бурятию.

Отец с матерью поселились в Ильинке Кабанского района, где родилась 01.01.1937 года моя сестра Алла. Затем они сменили место жительства, уехали в Усть-Баргузин к маминому брату Володе. Когда там началась облава, отец с мамой и годовалой Аллой сбежали на полуостров на Байкале "Большой нос" и там родился 29.09.1938 года мой брат Володя.

Пути вернуться были отрезаны, на полуострове работы нет, жили за счет рыбалки и охоты. Видимо, водным путем они с малолетними детьми (Аллой-1 год 10 мес. и Вовой-1 мес.) уехали в Заполярье, в город Игарку Красноярского края, где он устроился 20.10.1938 года на работу в "Север Строй ГУСП", в качестве плотника-бригадира, вольнонаемный.

Затем 10.04.1939 году был направлен на строительство Игарского Усть-Порта, потом 01.12.1940 года был переведен в стройконтору Горисполкома в качестве плотника. Нам дали квартиру и там я родилась 23.02.1941 года, а 22.07.1942 года он был уволен в связи с призывом в ряды РКК (выписка из трудовой книжки).

Был зачислен сапером в 321 Сибирский стрелковый полк, 15 стрелковую дивизию. Погиб в 03.01.1943 году на Курской дуге. Там шли жестокие танковые бои: наши легкие и маневренные танки Т-60 с немецкими Тиграми. Наши танки с победой вышли из боя, но много погибло наших воинов, в том числе и мой отец. Место захоронения: Липецкая область, Тербунский район, село Тербуны. Там стоит памятник воинам. Туда ездил Володя Проскуряков с семьей и сделал фотоснимки, которые хранятся у меня.

Мама через месяц после проводов папы на фронт устроилась на работу 18.08.1942 года в Авиагруппу уборщицей и истопником, потом 01.01.1948 года переведена чернорабочей. Она все надеялась и ждала отца. Ходила к гадалке, которая говорила что он живой. Но 10.07.1949 года уволилась и вернулась с детьми домой в Бурятию. Жить было негде.

Она устроилась в детский сад поваром-уборщицей, а своей судьбой разжалобила заведующую детсада. В детсаду в туалете у мальчиков досками забили дыры в полу, поставили кровать и стол. Там я с мамой жила и училась в школе во 2-ом классе. А Алла жила у папиной сестры т. Тины, брат у маминой сестры т. Любы.

Но это продолжалось не долго. Проверочная комиссия запретила наше проживание и написала предписание о выселении. С этим предписанием заведующая детского сада обходила все инстанции и, как семье погибшего, выхлопотала квартиру, а для меня-бесплатное посещение музыкальной школы, я занималась вечером в детсаду, пока мама мыла полы. Вот такие были добрые люди!

Мы поселились в бараке на Батарейке, это был бандитский район. Комната в 20 кв. метров, с подселением матери-одиночки. Жили 2 семьи с натянутой шторкой между кроватями. Но мама была безмерно счастливая. Она собрала нас всех вместе. Только она держала в тайне от нас прошлое, что мы были "врагами народа".

Помню, как она меня сонную тащила в 6 часов утра на работу и говорила, что если она опоздает, то ее будут судить, а нас отправят в детдом. Рядом с детским садом я училась в школе, и ходила в музыкальную школу. Целый день жила и питалась при маме. Она страшно боялась разоблачения, даже заведующая не знала. Время было такое. Мы же получали пенсию за погибшего отца, а это финансовая поддержка. И потом, когда мы с Аллой учились в ВУЗ-ах, нам предоставляли льготы и мама иногда нас баловала продуктовыми посылками.

С 1949 года по 1968 год мама проработала в детском саду. В 16.05.1968 году она уволилась, мы уже не нуждались в ее помощи. А 7 мая 1970 года ее не стало. Умерла в 63 года. Причина смерти-общий атеросклероз.

О судьбе нашего отца и всех мытарствах, которые выпали на нашу долю в детстве, мы узнали через д. Володю (Усть-Баргузин), от брата Карнила Смолина, вопрос о реабилитации которого решился через Москву, благодаря настойчивости его детей. А мама, боясь преследований, унесла тайну с собой в могилу. Алла потом пыталась узнать о папе. Узнала о его боевых действиях в Тарбагатайском районе и все, везде был отказ.

Я продолжила ее дело только в 2018 году. Мне пришлось запросить в Игарский ЗАГС свидетельство о рождении, сделать копию моей регистрации с Давыдовым, чтобы доказать, что я Сидорова, дочь моего отца. Я вела переписку с МВД Красноярского края, они ответили, что он у них не числится в списках поселений города Игарка.

Тогда я обратилась в Прокуратуру Бурятии, у них тоже никаких сведений нет и посоветовали обратиться в Прокуратуру Забайкальского края. Там мне выдали справку о реабилитации Сидорова П.М., как необоснованно подвергнутого политической репрессии №1761 от 18.10.1991. года. На вопрос, являюсь ли я жертвой репрессии, ответили отрицательно, т.к. отец осужден на 10 лет с 1930 по 1940 года, а я родилась в 1941 году.

Но я - дитя войны и в честь 75-летия Победы нам обещают выдать по 2000 рублей на празднование Юбилейной даты Победы над фашизмом. Жаль, что Алла не дожила, она -жертва политических репрессий. А там другие почести.

Низкий поклон моим родителям и заведующей детским садом № 7 Трофимой Раисе Ивановне за ее поддержку в трудный момент жизни.

Конец.

Дорогие друзья, это все о семье Зои Петровны! Благодарю Вас за прочтение! История потрясающая и она является нашей общей историей страны. Самые трудолюбивые крестьяне были раскулачены и сосланы, а то и рaсстреляны, как враги народа. Так было и как больно об этом вспоминать!

Всем добра! Пусть у нас все получится! Подписывайтесь на мой канал и будем друзьями.