Притча о талантах представлена в 25 главе евангелия от Матфея (Мф 25:14-23). Одна из любимых моих притч.
В чем краткое содержание ее?
Хозяин, уезжая в дальнюю страну, дал каждому из рабов своих таланты (деньги, талант - денежная единица). Одному- 5, другому -2, третьему -1. Первые двое употребили их в дело, преумножили таланты в два раза. Третий спрятал (закопал в землю) и сохранил.
Хозяин, вернувшись, спросил, как распорядились рабы данными им талантами. Узнав об успехах первых двух, он похвалил их и обещал им: «в малом ты был верен, над многим поставлю тебя».
Последнего же, зарывшего талант, отругал, отнял талант, отдал тому, у кого было больше всего, а самого раба приказал выбросить во тьму внешнюю, где «плач и скрежет зубов».
Вопрос такой: что понимается в этой евангельской притче под «талантами»?
Ответ профессора богословия А.И. Осипова.
А.И. Осипов категорично заявляет, что никакого отношения к талантам, как к одаренности способностями, евангельская притча не имеет.
То есть это не талант, например, шахматиста, музыканта, футболиста и т.д. Не то, что обеспечивает легкость и изящность исполнения той или иной человеческой деятельности.
"Талантом", профессор богословия, именует искание истины, справедливости и святости. Таким образом, в понимание "талантов", Осипов вносит свои жизненные ценности, несколько умаляя суть и контекст самой притчи.
Ответ протоиерея Димитрия Смирнова.
Отец Димитрий Смирнов говорит о том, что эту притчу нельзя понимать буквально. Хозяин в этой притче раздавал рабам деньги (талант – это мера денег в древности. Хозяин мог раздать рубли, доллары, гривны, шекели, манаты, но в то время деньги измерялись талантами). Но, подчеркивает Смирнов, понимать притчу так, что взял рубль, а преумножил и получил 10 – нельзя.
"Талант", говорит прот. Димитрий Смирнов, "это всё". Это может быть болезнь или даже тюрьма. И важно, в случае, если Бог допускает тюрьму или неизлечимую болезнь как поступит человек, получивший такие «таланты». Надо не только на благополучие, успех, здоровье смотреть как на Богом данные таланты, говорит отец Димитрий, но и на горести, неизлечимые болезни., беды, которые тоже являются этими самыми "талантами".
Мне кажется, что отец Димитрий подменяет понятие таланта (как некоторого положительного, полезного средства жизни, коими например являются деньги или способности), отрицательными, худыми условиями самой жизни или ситуации человека. Это весьма широкий, но, на мой взгляд, размытый вариант понимания "таланта". И пессимистичный, отрицательный.
Ответ прот. Андрея Ткачева.
Андрей Ткачев предложил свой вариант того, что является «талантами» в этой притче.
Все, что дается человеку от Бога, все дары и напасти, есть эти самые таланты - так считает Ткачев. Как видим, это схоже с тем, как понимает "таланты" отец Димитрий Смирнов.
Но Ткачев добавляет важное: нужно не роптать, имея "плохие таланты", а превращать их во благо ближним, Бога ради. Слепая св. Матрона Московская имела "плохой талант" - слепоту, но как она распорядилась им, спасая тысячи людей?
Насчет того, чтобы не роптать, не лениться, а применять все данное Богом во благо – согласен с прот. Андреем Ткачевым. И, что даже, кажущееся худое можно обратить в пользу – он тоже заметил верно.
Но не соглашусь с определением "плохого таланта". Св. Матрона спасала не своей слепотой, а тем даром от Бога, что был в ней. Без него она "не сотворила бы ничесоже". Вот этот ее дар от Бога и был талантом, а вовсе не слепота. Слепоту правильней назвать бедой, нежели талантом.
Но посмотрим еще один вариант ответа.
Ответ в еврейской культуре.
Почему я обратился именно к этой культуре?
Христос был явлен в ней. И кто лучше представителей этой культуры понимает правильный ответ?
В библейской книге Экклезиаста, изложенной израильским царем Соломоном, мудрейшим человеком, дан краткий ответ:
«Все, что в силах делать – делай, потому что в мире мертвых, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Эккл 9:10).
Как это понимать?
Если тебе даны таланты и возможности в земной жизни твоей, то используй их во благо себе и людям, не нарушая Божьего.
Талантом могут быть способности.
Применяй их в соответствующем деле, где они в полной мере себя проявят. И пусть они приносят тебе деньги и счастье. Бог уже позаботился о тебе, подарив их тебе. Уважь Бога, примени их мудро.
Можно пойти работать на работу, где ты будешь выполнять бессмысленные примитивные задачи, но тебе будут платить за это деньги. Если ты согласишься, то обменяешь данные Богом таланты на деньги. Деньги получишь, а таланты упустишь. Потому что бессмысленная работа не преумножает таланты, а зарывает их.
А если пойдешь в то дело, где твои таланты будут работать и приносить пользу людям, то и таланты проявишь (и Бог, как Хозяин будет доволен тобой и даст еще), и деньги заработаешь. Ибо люди всегда рады заплатить за то, что им нравится и приносит пользу.
Талантами могут быть деньгами.
Если тебе дали в распоряжение деньги (выиграл в лотерею, подарил родственник, получил премию, выделили бюджет и т.д), то преумножь их в деле, а не "зарывай в землю". И Бог, видя твою предприимчивость и мудрость в использовании денег, подаст тебе еще.
Послесловие.
Мнение Ткачева, Смирнова, и Осипова интересны и имеют право на жизнь. Они могут быть полезны (особенно, в ситуации российской действительности, где тюрьм, трудностей и болезней всегда хватает с лихвой).
Но мне кажется, что ответ, данный в еврейской культуре, лучше передает оригинальную мысль притчи.
Замечу, в заключении, еще важный момент..
Если христианин не знает, что за таланты ему даны Богом (каждому человеку даны какие-то таланты, важно только понять, какие именно), или как правильно распорядиться тем или иным дарованием (будь то деньги или способности), то он просит разумения и помощи у Христа, Бога Спасителя, Бога Любви, которому дорог каждый человек. Надо просто задавать в молитвах своих мудрые вопросы Ему и чутко прислушаться к Его ответу в реальности:
«Правильно ли, Христе Истине, Христе Любве, я понимаю и применяю данные мне Тобой таланты? Если я понимаю и действую не так, то подправь меня, Христе Спасителю, чтобы все было как по Твоему, как лучше».
И неужели Мудрый и Любящий Бог не поможет? Обязательно, поможет. Смышлённому, небезразличному, ищущему человеку.
Если хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.