Найти тему
pro100deti

Игра - это вам не игрушки: как развивается игровая деятельность

– Мой ребёнок не играет!

Играет. Просто у вас с ним разное понимание игры.

В зависимости от возраста и уровня развития ребёнка, игровая деятельность выглядит по-разному.

Когда малыш тащит в рот свои ножки, размазывает кашу по коту, барабанит кастрюлями и тычет пальцем брату в глаз – он играет.

И когда выкапывает жуков из песка, плещется в ванной, покоряет бордюры и заборы, прыгает по кровати.

Он с удовольствием изучает среду и свои возможности.

Делает, потому что может.

Это сенсомоторные игры.

Сенсомоторные игры направлены на изучение свойств предметов, окружающего мира и собственного тела
Сенсомоторные игры направлены на изучение свойств предметов, окружающего мира и собственного тела

Важно сопровождать ребёнка в его изысканиях:

✴️ Разнообразить сенсорный опыт, расширять представления об окружающем.

✴️ Регулировать его действия, чтобы малыш понял, что можно делать, а что кастрюлей брату по голове – нельзя.

✴️ Предлагать ребёнку двигательные и музыкальные игры и потешки. Играя с вами в «ямку бух», «у жирафа пятна, пятна» и «царя горы» малыш эмоционально включается во взаимодействие и прокачивает доречевую коммуникацию.

Совместные с родителями сенсомоторные игры развивают речь и эмоциональную сферу
Совместные с родителями сенсомоторные игры развивают речь и эмоциональную сферу

❗️Такая, казалось бы, бессмысленная простая деятельность – абсолютно необходимая база для формирования привычной нам сюжетно-образной и ролевой игры.

Что же происходит дальше?

Итак. Малыш рассмотрел, раскидал, обслюнявил и размазал всё, что можно (и иногда то, что нельзя). Получил люлей, а ещё сенсорный опыт и общее представление о том, как работает мир.

Теперь ребёнок готов воспринимать объекты не только как набор их свойств и своих ощущений, а полноценно, функционально и осмысленно.

Восприятие формирует целостный образ предмета, появляется осознанная и целенаправленная предметная игра.

Игрушечный грузовик – это не только нечто гладкое, безвкусное и с крутящимися «вшшш» колёсиками.

Его можно катать: и туда-сюда, и папе, и даже с горки!

На этапе предметной игры ребёнок делает с игрушками то, что им «положено»: машинки катает, на ксилофоне музицирует.
На этапе предметной игры ребёнок делает с игрушками то, что им «положено»: машинки катает, на ксилофоне музицирует.

А песок! Мало того, что на зубах смешно хрустит и маму заставляет ручками махать. Его можно насыпать-высыпать, куличики делать и прятать что угодно. Даже мамин телефон. Хоп! Пропал. Хоп! Появился!

А потом грузовик становится не просто предметом, оказывается, у дяди строителя такой же! Ух-ты, можно посадить в кабину бегемота из киндера!

Так начинается символизация. Объекты и явления окружающего мира представляются доступными ребёнку образами.

Игра становится образной.

Плюшевые игрушки – символы животных, в игрушечную чашечку можно наливать невидимый чай, а пупса можно кормить песком (потому что это каша) и укладывать спать, прямо как мама меня.

Постепенно, от простых смысловых действий с игрушками ребёнок переходит к более сложным последовательностям бытовых сюжетов. 

Ребёнок формирует собственную систему образов и умеет логически их связывать, развивая сюжет.

Как вы догадались, здесь речь уже идёт о сюжетно-образной игре.

-4