– Мой ребёнок не играет!
Играет. Просто у вас с ним разное понимание игры.
В зависимости от возраста и уровня развития ребёнка, игровая деятельность выглядит по-разному.
Когда малыш тащит в рот свои ножки, размазывает кашу по коту, барабанит кастрюлями и тычет пальцем брату в глаз – он играет.
И когда выкапывает жуков из песка, плещется в ванной, покоряет бордюры и заборы, прыгает по кровати.
Он с удовольствием изучает среду и свои возможности.
Делает, потому что может.
Это сенсомоторные игры.
Важно сопровождать ребёнка в его изысканиях:
✴️ Разнообразить сенсорный опыт, расширять представления об окружающем.
✴️ Регулировать его действия, чтобы малыш понял, что можно делать, а что кастрюлей брату по голове – нельзя.
✴️ Предлагать ребёнку двигательные и музыкальные игры и потешки. Играя с вами в «ямку бух», «у жирафа пятна, пятна» и «царя горы» малыш эмоционально включается во взаимодействие и прокачивает доречевую коммуникацию.
❗️Такая, казалось бы, бессмысленная простая деятельность – абсолютно необходимая база для формирования привычной нам сюжетно-образной и ролевой игры.
Что же происходит дальше?
Итак. Малыш рассмотрел, раскидал, обслюнявил и размазал всё, что можно (и иногда то, что нельзя). Получил люлей, а ещё сенсорный опыт и общее представление о том, как работает мир.
Теперь ребёнок готов воспринимать объекты не только как набор их свойств и своих ощущений, а полноценно, функционально и осмысленно.
Восприятие формирует целостный образ предмета, появляется осознанная и целенаправленная предметная игра.
Игрушечный грузовик – это не только нечто гладкое, безвкусное и с крутящимися «вшшш» колёсиками.
Его можно катать: и туда-сюда, и папе, и даже с горки!
А песок! Мало того, что на зубах смешно хрустит и маму заставляет ручками махать. Его можно насыпать-высыпать, куличики делать и прятать что угодно. Даже мамин телефон. Хоп! Пропал. Хоп! Появился!
А потом грузовик становится не просто предметом, оказывается, у дяди строителя такой же! Ух-ты, можно посадить в кабину бегемота из киндера!
Так начинается символизация. Объекты и явления окружающего мира представляются доступными ребёнку образами.
Игра становится образной.
Плюшевые игрушки – символы животных, в игрушечную чашечку можно наливать невидимый чай, а пупса можно кормить песком (потому что это каша) и укладывать спать, прямо как мама меня.
Постепенно, от простых смысловых действий с игрушками ребёнок переходит к более сложным последовательностям бытовых сюжетов.
Ребёнок формирует собственную систему образов и умеет логически их связывать, развивая сюжет.
Как вы догадались, здесь речь уже идёт о сюжетно-образной игре.