Найти тему

Терра инкогнита или квадрат

 Во все времена одни люди, движимые любопытством, алчностью, жаждой разбогатеть или изведать новые земли пускались в дорогу, путешествия, собирали грандиозные армии, чтобы завоевать новые земли. История колонизаций тесно связана с грабежами, захватом территорий. Могут сокровища, находящиеся в лучших музеях мира, быть возвращены их хозяевам? И могут ли чувствовать спокойно на своей территории люди, предки которых привезли эти богатства? 

Музей современного искусства Швеции готовится готовит показ нового произведения. Автор произведения создал его как символ помощи другим и состраданию. Все, кто попадает в зону, очерченную им, могут рассчитывать на это. Так начинается фильм режиссера Рубена Эстлунда «Квадрат». 

С Кристианом, куратором этой выставки, случается досадный казус — у него крадут кошелек и телефон. 

И как же наш герой поступает? Нет, он не обращается в полицию. Он не плюет на пропажу, хотя вполне себе материально обеспечен, а кошелек и телефон у него украли явно не богатые люди, мигранты. Он находит напарника, выслеживает местоположение своей пропажи ииииии….. снова не вызывает полицию. Он сочиняет письмо с угрозами, требованием вернуть вещи и раскидывает конверты по всем почтовым ящикам этого дома. 

Давайте вернемся к искусству. Наверняка многие понимают, что культура жизни, быта, другими словами все, чем мы себя окружаем, что мы носим — это тоже искусство. Точней, когда картина, украшение, скульптура, предметы быта, одежда появляются в музее — это уже можно назвать искусством. К этим предметам нельзя прикасаться, они под охраной, доступ к ним ограничен. А если нет, что меняется, если например, тот же стул стоит дома? 

Переступая через границы Квадрата, люди нарушают границы - личные, территориальные - с одной стороны. Это сигнал, что тому, что находится внутри нужно относиться максимально бережно, что-то предпринимать только тогда, когда находящийся в центре человек попросит. В фильме рефреном звучит: "Помогите". Просьба о помощи, когда кто-то в беде. Но люди равнодушно проходят мимо. 

Идея Квадрата не нова и стойко отсылает нас к источникам супрематизма и предлагая обтекаемое, невыразительное содержание от автора. Так кто же пойдет на такую выставку? И вот мы уже наблюдаем собрание организаторов выставки - мозговой штурм - в результате которого рождается безумная идея сделать видео с девочкой, которая взрывается в этом Квадрате. Надо ли говорить, что сама идея белой девочки-бродяжки абсурдна, шокирующа, подобна настоящей бомбе, которая взрывается посреди комфортабельной шведской столицы. 

Странным образом искусство, политика, толерантность перемешиваются в одном котле. Общество эпатировано, клип вызвал огромный резонанс. Почему девочка? Почему именно белая? Как получилось, что белая девочка нищая бродяжка? Почему взрывается? 

В фильме главный герой приводит дочерей в музей. На входе две кнопки с надписями: я доверяю людям/я не доверяю людям. Герой объясняет им, что это два разных пути, решайте сами и девочки тогда нажимают кнопку «доверяю», идут по залу и приходят к квадрату, очерченному на полу. Кристиан предлагает им довериться Квадрату, положить вещи на его территорию и уйти, словно они дома. Вся ирония этой ситуации в том, что они находятся на территории музея, в безопасности. 

Когда мы видим и оцениваем какие-либо события, не секрет, что многие из них мы видим через призму двойных стандартов, никак не желая выворачивать ситуацию наоборот. А если вспомнить историю колонизации Америки, Индии, войны, насилие, грабежи, сопротивление местных жителей, сопровождавшие отъем чужих земель и богатств. Тот факт, что такое может произойти в комфортной, защищенной казалось бы Европе, не укладывается в голове. Возможно, поэтому взрыв нищей девочки выглядит ужасающе реалистичным. Вскрывает страхи, что при определенных обстоятельствах то, что они находятся у себя дома никак не поможет и не спасет. 

Как бы ни хотелось связать искусство с повседневной жизнью, обычно получается не так. Часто мы сами являемся источниками своих собственных проблем. Разбросав письма во все квартиры Кристиан стал ждать возвращения своих вещей. Появляется мальчик, ровесник его дочерей. Родители обвинили его в краже. Он просит Кристиана попросить у него прощения в присутствии родителей. Появление мальчишки порождает череду малоприятных событий. В числе которых, абсурдная и в то же время смешная ситуация, когда он не отдает использованный презерватив партнерше после секса, приводит его к мысли, что не доверяет он сам. 

Мораль в контексте этого фильма выглядит чужеродно, надуманно, даже скорей извращенно. Кристиан надиктовывает свои извинения мальчику в отключенный телефон. Мальчик его не услышит. Зато он сам снимет с себя ответственность. 

Колонизатор попросил прощения сам у себя.

Квадрат. Рубэн Эстлунд. Фильм 2017. Кадр из фильма
Квадрат. Рубэн Эстлунд. Фильм 2017. Кадр из фильма

Квадрат. Рубэн Эстлунд. Фильм 2017 г. Кадр из фильма
Квадрат. Рубэн Эстлунд. Фильм 2017 г. Кадр из фильма
Квадрат. Рубэн  Эстлунд. Фильм 2017 г. Кадр из фильма
Квадрат. Рубэн Эстлунд. Фильм 2017 г. Кадр из фильма

#фильм #искусство #кино #квадрат #выставка