Найти тему
Эпонимы и Мы

ПАРАДОКС БРАЕСА

Типичная ситуация: из пункта А в пункт В ведёт несколько дорог. Одни похуже, другие получше. Но там, где лучше, как правило, пробки - и именно потому что они получше.

Теперь представьте, что власти решили пойти навстречу трудящимся и построить ещё одну дорогу - самую лучшую. Ровную, широкую и, что самое главное, бесплатную.

И вопреки ожиданиям, что эта трасса поможет избавиться от пробок и ускорить процесс перемещения из пункта А в пункт В, общая производительность дорожной сети... снижается!!!

Как это вообще возможно?

А такое обязательно случится, если предоставить людям самим выбирать, какой дорогой они поедут. (А не полагаться на помощь GPS-навигаторов и ГЛОНАСС-подсказчиков.) И вот как раз в этом случае окажется, что люди, как нормально мыслящие существа, будут стремиться выбрать ту дорогу, которая лучше. И все ломанутся на новую трассу, запрудив её по самое горлышко.

Фото с сайта https://automobile-zip.ru/needtoknow/metody-borby-s-probkami.html
Фото с сайта https://automobile-zip.ru/needtoknow/metody-borby-s-probkami.html

Это явление получило название ПАРАДОКС БРАЕСА. Формулируется оно буквально так: "Добавление дополнительных мощностей в сеть при условии, что двигающиеся по сети сущности сами выбирают свой маршрут, может снизить общую производительность".

Говорят, это применимо не только к дорожному движению, просто здесь оно наиболее наглядно и знакомо. А к другим ситуация я пока это не применял.

Впрочем, как уже было сказано, искусственный интеллект помогает разрешить этот парадокс, перенаправив потоки машин туда, где дороги более свободные, чтобы время в пути было минимальным. А без него, увы, никуда.

Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Dietrich_Braess#/media/File:Dietrich_Braess.jpg
Фото с сайта https://en.wikipedia.org/wiki/Dietrich_Braess#/media/File:Dietrich_Braess.jpg

Дитрих Браес (родился 16 июня 1938) - немецкий математик, специалист в области численной обработке эллиптических дифференциальных уравнений и теорий нелинейной аппроксимации.

В 1960-х он решил с математической точки зрения подойти к банальной, казалось бы, установке: чем больше дороги, тем более крупные торговые центры они привлекают, что в свою очередь привлекает больше автомобилей. Но в процессе исследования Браес обнаружил теоретическую конфигурацию дорог, в которой строительство новой соединительной дороги может замедлить движение каждого, даже если количество машин остаётся постоянным. А может случиться и прямо противоположное: закрытие одной дороги в сети позволит всем добираться домой быстрее.

Кому интересен детальный разбор проблемы, прошу сюда.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!