Одна из очень распространенных проблем людей, профессиональная деятельность которых находится в системе "человек -человек" - это страх выступлений.
Начинающие специалисты боятся выступать по разным причинам (по крайней мере, сами себе разные люди объясняют этот страх по-разному), но суть остается одна во всех случаях: люди боятся мнения окружающих.
Что подумают люди - зрители, болельщики, слушатели курса, ученики, родители учеников - вариантов много, а суть одна.
Я тоже очень боялась выступать в начале своей карьеры. Мне казалось, что я и выгляжу не так (настоящий препод. должен выглядеть так-то и так-то), и речь у меня тихая, и материал, который я подготовила, не полностью раскрывает тему.
Страх превращался в стресс и лекция, которую я тщательно готовила и знала так, что хоть ночью разбуди... вдруг выветривалась у меня из головы и оказывалось, что занятие длится слишком долго.
Я уже все сказала, а звонок все не дает возможности отпустить слушателя.
И хотя мои лекции нравились слушателям, многие подходили ко мне после лекции, чтобы задать вопросы по теме моего выступления, а через много лет я случайно встречала бывших своих учеников и они подходили ко мне, чтобы выразить свою благодарность за мой когда-то прослушанный ими курс, что каждый раз страшно удивляло меня - я не могла понять, что я такого сделала, чтобы человек через несколько лет, случайно встретив меня, хотел меня поблагодарить, - я продолжала ставить низкие цены на свои консультации и свои лекции.
И потом я поняла, что боязнь выступлений возникает у человека от НЕПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ.
Ведь есть два уровня целей
· осознаваемая, та, которую мы декларируем себе и окружающим;
· истинная, существующая на уровне бессознательного, но более мощная - ведущая.
И это хорошо проиллюстрировано в посте и подтверждается моим личным опытом и изысканиями ученых-психологов.
Пока человек ставит бессознательно цель "быть хорошей девочкой (мальчиком)", он подсознательно организовывает свою деятельность так, чтобы исполнялась именно эта цель. Он делает то, что, как он считает, должны делать хорошие девочки (мальчики) - а именно давать много и густо полезного материала совершенно бесплатно.
Пока я бессознательно добивалась признания себя супер тренером и супер оратором, вся энергия моего мозга была направлена на реализацию именно этой идеи.
Как только цель изменена меняется и результат.
Когда твоя истинная внутренняя цель - научить, то есть поделиться знаниями, ты учишь.
Когда твоя внутренняя цель, которую ты можешь не осознавать, - другая, несмотря на то, что ты считаешь, что твоя задача - научить, твой мозг организует твою деятельность так, что ты добиваешься исполнения той цели, которая прячется в твоем подсознании.
Из этого поста можно сделать много разных полезных выводов.
Но главные, на мой взгляд, следующие:
·старайтесь, чтобы ваши внешние и внутренние цели совпадали. В психологии это называется конгруэнтность
·тщательно проверяйте себя при постановке цели, то ли отражает ваша формулировка цели, чего вы действительно всей душой хотите.
·намечайте заранее критерии, то есть промежуточные события, которые будут подсказывать вам, что то, что вы делаете, действительно то, что нужно делать, чтобы прийти к цели.
Какой главный вывод из всего прочитанного сделаете вы?
Поделитесь в комментариях