Вместе с экспертом разбираемся в свежей статистике ЦБ. В основном по отраслям экономики фиксируется тревожное падение доходов, но есть и чемпионы, которым от санкций и ограничений только лучше. Почему так происходит – в материале «Новых известий».
Александр Дыбин
Центральный банк опубликовал данные о денежных потоках в экономике в ноябре. К концу года сразу несколько отраслей почувствовали себя неважно. Например, сельское хозяйство теряет деньги, несмотря на рекордный урожай. По аграриям бьет избыток продукции, который приводит к обвалу цен. Доходы отрасли падают третий месяц подряд – в аккурат с начала уборочной. На этом фоне неплохо себя чувствует пищевая промышленность, доходы которой в ноябре (как и два предыдущих месяца) выросли почти на 40%.
«Рекордный урожай, видимо, привел к обвалу цен до уровней, когда продавать только себе в убыток, поэтому сельскохозяйственная отрасль сидит с товаром, но без денег, - объясняет парадокс директор аналитического агентства So invest, кандидат экономических наук Анастасия Кузьминова, - в ноябре доходы агросектора остались ниже, чем в 2019-м. Без агроэкспорта отрасль обречена на депрессию, а то и на волну банкротств малых хозяйств, а вот вертикально интегрированные агрохолдинги банкуют. Доходы пищевой промышленности стабильны с тенденцией к росту: с домашней кухни на гособеспечение перешло 300 тысяч мобилизованных и те, кто поехал восстанавливать новые территории, приехали около 2 млн. беженцев из Украины, плюс продовольственная помощь новым территориям - все это увеличивает спрос на продукцию пищевиков. А еще в космос полетели доходы производителей табачных изделий: третий месяц их доходы растут, и в ноябре четырехкратно выше, чем были в 2019-м. Вот где оно, импортозамещение».
Еще две смежные отрасли показывают контрастные результаты электроника и электрика растут в этом году в разы, в ноябре отрасль получают прибыль в 4 раза больше, чем в доковидный 2019-й. Тренд понятен, на фоне санкций и массового ухода из страны технологических компаний, отечественные предприятия закрывают спрос на эту продукцию. «Дело явно не только в объемах, но и в росте цен: импортозамещающая элементная база электрики резко дорожает. Сама же электрика по доходам лишь немногим выше цифр двухлетней давности, что говорит о сжатии инвестиций в основной капитал», - отмечает эксперт.
В то же время IT и телеком, где тоже много ушедших с рынка компаний и большой запрос на отечественное ПО, показывают серьезное падение.
«Доходы разработчиков ПО держатся в коридоре -50-60% к цифрам трехлетней давности. В этой отрасли весь доход делается не высокопроизводительным оборудованием, а руками кодеров. Результат релокаций целых компаний, санкций, мобилизации - перемещение этих рук за границу, а также потеря выручки от работы с зарубежными клиентами, которая у отрасли много лет была едва ли не основной. У связистов дела немногим лучше - денежные поступления упали более, чем на треть к уровням трехлетней давности, это много», - говорит Анастасия Кузьминова.
В минусе и машиностроение, в особенности отрасль-мультипликатор - производство автомобилей. Пика падение достигло в июне: -62%, в ноябре доходы упали на 30% к ноябрю прошлого года. Чуть лучше, но без особого оптимизма дела у строителей. Второй отрасли, которая замыкает на себе много смежных, таких как металлургия и добыча полезных ископаемых.
«В строительстве зданий доходы развернулись в сторону снижения в августе, и по итогам ноября лишь на 15% выше, чем были два года назад, - говорит экономист, - а это значит, с поправкой на инфляцию ощутимо упали. При высоких показателях ввода жилья это явно указывает на затоваривание. Гораздо лучше дела в строительстве сооружений: дороги, мосты, сетевые объекты и прочие объекты инфраструктуры продолжают обеспечивать хороший доход строителям, как-никак, нераспроданных мостов в природе не бывает».
Пострадали розничная торговля и индустрия гостеприимства, где ключевым фактором стали частичная мобилизация и вызванный ей отток населения. А вот кто действительно радуется результатам – это финансисты, которые показали мощный рост доходов в этом году: марте отмечался пиковый рост доходов в 242%, а в ноябре - 134%.
«Финансовый сектор показал бурный рост в первый квартал, очень хороший – во второй, похуже, с оттоком средств, третий, и, вероятнее всего, неплохой четвертый квартал. Беспокоиться за этот сектор причин не видно. Несмотря на то, что часть отраслей, традиционно кормящих банки - стройка, ритейл - минусуют, доходы сектора поправляет государство за счет высокодоходных ОФЗ и корпоративный сектор за счет роста кредитного портфеля. Данные о том, как менялся кредитный портфель по отраслям, мы увидим еще через месяц, но думается, в его рост немалый вклад внесла оборонка», - заключает Анастасия Кузьминова.