Шестой семестр продолжается. Сессия.
Февраль пролетел незаметно, да и март тоже, не отметившись ничем примечательным. Учеба продолжалась в том же ключе. Развлечения так же мало чем менялись. Я оставался верен воскресному футболу и друге Диме и его компании, которую он скреплял своей харизмой. Ну а остальное это - кино, новинки Голливуда по видео, перечитывание книг. И тут в апреле Дима стал всё чаще пропадать. То его нельзя было застать дома по телефону, то и в институте не было видно. А потом он вдруг неожиданно сказал мне что скоро женится на одной девушке из параллельной группы и пригласил меня на свадьбу. Честно говоря меня это несколько удивило, вроде уж с кем с кем, а с Димой мы проводили очень много свободного времени и он ни разу не заикался ни про эту девушку ни тем более, что собирается на ней жениться. А тут вот так вдруг и сразу. Это известие скорее разочаровало. Я понимал, что Дима может исчезнуть из моего поля зрения. Где жена, там и дети. Да и жить где он будет после свадьбы, неизвестно. Короче это предвещало конец нашим пьянкам-гулянкам, похождениям вдоль Ленинского проспекта и по его питейным заведениям, посиделок в Диминой квартире до полуночи под бутылочку спиртного за какой-нибудь незатейливой настольной игрой в душевной компании. Можно сказать рушилась часть моей жизни, ну или вернее её значимая сторона, та что касалась веселого времяпровождения. Время назначенного срока этого торжества подошло быстро и где-то в середине апреля свадьба состоялась. Дима был из простой семьи, жил только с мамой, отец у него конечно тоже был, но видимо Диме и своей бывшей жене, Диминой маме, не сильно материально помогал, невеста тоже была не из богатых, а потому свадьба была скромная, отмечали в квартире невесты, без ресторанов. На свадьбе была близкая родня в лице родителей с обеих сторон и родного брата жены, а так же в основном Димины друзья из института и пара подружек жены, тоже из нашего института. Посидели скромно, в тесноте да не в обиде. Пропили или продали нашего друга Диму. Почему-то я тогда решил, что на этом наша дружба практически закончится. И по началу так оно и вышло. Так как невеста жила в трехкомнатной квартире с мамой и братом, а у Димы была двушка с мамой на двоих, то молодые поначалу решили жить у невесты, тем более что она уже была в серьезном положении. А это было где-то на севере Москвы вроде у метро Отрадное. Короче Дима с тех пор стал пропадать. Видел я его только в институте, но так как мы учились на разных курсах, то эти встречи носили редкий и случайный характер. А через небольшое время Дима стал отцом сына, который у него родился и Диму я совсем видеть весной перестал. А между тем закончился апрель. И я вспомнил, что до сих пор не взял даже тему курсовой работы по гравимагниторазведке. И меня как-то даже бросило в дрожь. Уже многие из нашей группы давно написали эту курсовую и даже защитили её. А мне подумалось, что сейчас пойду к преподу взять тему курсовой, а он спросит, где ж я был до сих пор. Хотя в этом семестре его лабы и семинары я не прогуливал и вовремя сдавал, всё равно выходил вот такой вот косяк. Но откладывать дальше это дело было нельзя. Оставался всего месяц до сессии к тому же впереди было много праздничных дней. Собравшись с силами я после очередного занятия по этому предмету подошел к преподавателю и «закинул удочку» насчет курсового проекта. На мое счастье преподаватель был в хорошем настроении и не сильно удивился, что я так поздно к нему обращаюсь, посмотрев быстро в свой журнал он показал мне оставшиеся темы и я почесав репу выбрал одну из них. По крайней мере на душе у меня как-то немного отлегло. Хотя бы без скандала прошло это мероприятие. Изучив тему, которая мне досталась, я понял, что напишу всё очень быстро, потому что материала хватало из двух учебников, что были у меня, но в конце курсовой тоже должен был быть расчет, но и тут мне староста и друг Андрюха пообещал написать нужную программу этого расчета на ЭВМ. К этому времени по курсовой работе по Петрофизике лабораторные эксперименты были закончены и нужно было писать теорию и тоже расчетную программу. Здесь я поступил проще. Пошел к ребятам в параллельную группу и спросил, нет ли у кого подобной темы и один знакомый парень дал мне готовый прошлогодний курсовой, по которой он и сам собирался писать свою работу, но пока не торопил события. Я быстро перекатал с неё текст, изменил немного фразы и подставил свои параметры значений, которые я целых два месяца записывал в журнал ходя на практические эксперименты по всей этой лабуде, оставалось только приложить расчет в виде программы, который должен был сделать Андрей. Таким образом сразу после майских праздников в течение недели, я весьма успешно «спихнул» две курсовые работы на отлично и всё вроде шло не так плохо, если не учитывать того, что мне предстояло сдавать все экзамены, то есть четыре, на автомат я ни по какому предмету не пошел. Но с зачетами и допусками к сессии проблем не было. И вот в конце мая начались экзамены. Первый был как раз по ГравиМагниторазведке. Принимал экзамены преподаватель, который читал нам лекции. Предмет был мудреный, что и говорить. Растянут он был на два семестра, осенью я много прогулял лекций потому что занятия начинались в позднее вечернее время и лектор это не забыл, хотя я и надеялся что как-то рассосется. Автоматов по этому предмету не было. Так что его пришлось сдавать всем. Что было большим плюсом, начиная с этого экзамена в последствии по некоторым спецпредметам, нам разрешали пользоваться любыми материалами во время экзамена. Хочешь читай лекции, хочешь учебник, короче что-нибудь да найдешь. Но это не значило, что тебя не будут спрашивать что-то ещё, кроме того билета, на который ты отвечал, а потому всё равно могли при желании завалить. Так со мной и вышло. Я сидел и готовился по своему билету и видел, как препод лояльно у многих принимает экзамен и тоже надеялся что проскочу, рассказав ему всё что списываю с лекций и учебника. Но когда пришел отвечать мой черед, то тут и понеслось. Преподаватель буквально не давал мне закончить ни одну фразу или утверждение и тут же сбивал меня каверзным вопросом, просил вывести из одной формулы другую из другой третью, многие кто видели, как он за меня взялся, аж рты пораскрывали от удивления. Я откровенно начинал плавать. Если по началу я еще вроде как держал удар и что-то отвечал и даже расписывал длиннющие формулы, на удивление самому себе и всем, кто мог это лицезреть, то постепенно мы стали углубляться в такие дебри, что я уж и не знал, о чем меня спрашивают вовсе. Наконец загнав меня окончательно в угол преподаватель удовлетворился и закончил экзекуцию сначала вопросом : « Почему почти весь первый семестр прогулял по моему предмету?» А получив от меня невразумительный ответ, он подвел итог фразой : «Ну ладно, давай зачетку, Три! А то если дальше копать, двойку получишь». В это же время, пока преподаватель давал мне время немного подумать на ответы своих вопросов, ему отвечала параллельно со мной одна девушка из нашей группы, Марина. Марина никогда звезд с неба в учебе не хватала, но всегда была аккуратисткой, старалась делать все что положено и тем более не прогуливала никакие предметы. Ответила она все, что списала из своей тетради, так же как и я, дополнительных вопросов к ней не последовало и преподаватель поставил ей 5 баллов, хотя ясно было, покопай он у неё в знаниях как у меня и было бы Два. Но таковы были реалии. Прогулял - получай. Впрочем подход у всех преподавателей был разный. Одни ценили знания, другие прилежность и посещаемость хотя бы, третьи были вообще пофигисты или любители экзекуций.
Таким образом начало было положено. Три балла в копилке. Обычно я начинал с лучших оценок. Но кто ж знает, что и как будет дальше.
А дальше был экзамен по Политэкономии. «Вишенка на торте», экзамен я должен был сдавать один из всей группы. Остальные заработали «автомат». Так что я готовился к худшему. Кто должен был принимать экзамен, я заранее не знал. Либо лекторша либо семинаристка. Почти все семинары я прогулял. Не потому что мне не хотелось изучать этот предмет, а потому что я не любил такие занятия, которые строились на системе докладов. Я любил как в школе. Домашнее задание по параграфу или теме по учебнику, на семинаре пара вопросов, кого-то спросят, кого-то нет, готовишься по имеющемуся материалу. Все ясно и просто. А когда нужно было сидеть корпеть в читальном зале, искать нужную литературу, что бы потом еще и стоять перед всеми у доски и докладывать, а потом еще и на вопросы отвечать, вот такое вот занятие мне крайне не нравилось. Я еще в школе всегда плохо себя ощущал у доски, особенно по устным предметам. Так что понимая, что на мне у преподавателя по политэкономии есть полное право отыграться за мои прогулы, я сидел и строчил шпоры, учил все что можно, по лекциям и толстому учебнику, понимая конечно, что списать будет скорее всего невозможно, ведь я буду один на весь класс. Тем не менее четыре дня пролетели быстро и наступил июнь и день экзамена. В назначенный день и время я пришел к нужной аудитории и ожидал свою «казнь» в гордом одиночестве. Время экзамена наступило а никого не было и я начал волноваться. Наконец минут через десять показалась наша красавица, что вела у нас семинары, которые я почти все прогулял целиком за год. Я готов был провалиться сквозь землю. Все ж таки я надеялся, что экзамен будет принимать лектор и может она будет не в курсе моих прогулов или будет лояльнее чем эта красотка в красном костюме и красных туфлях на высоких каблуках. Она итак была высокая девушка, а в этих туфлях казалась выше меня на голову. Уже это давало ей какое-то превосходство надо мной, да и вся красная. Как палач. И тут она говорит мне : « Пойдемте на кафедру, я не взяла ключи от аудитории, ведь вы все равно один». «Вот ведь бляха муха»- подумал я. Там на кафедре может кроме нее и еще будут преподы, совсем хреново…В помещении куда мы вошли было всего два кабинета, большой и маленький за дверью. Вот в первой большой комнате она и разложила на столе, что был у окна, билеты и сказала, что бы я выбрал себе один счастливый. Я, понимая, что скорее всего будет как на Гравимагниторазведке, то есть все равно будут вопросы и много, предложил ей сразу без билета погонять меня по всему материалу, чего мол время терять. Она улыбнулась и сказала: « нет, пока этого не нужно, тяните билет».
Я взял первый попавшийся билет и она предложила мне пойти готовиться в другую небольшую комнату, где был всего один стол. Сама же осталась там, где лежали билеты на столе, там стоял телефон и она стала куда-то звонить, а потом долго весело с кем-то болтала. Недолго думая, понимая, что она меня не видит, а может специально так сделала, дала мне возможность списывать, я вынул и учебник и тетрадь с лекциями и неплохо подготовился к двум вопросам, что были в билете. В это время к нам прибежал парень из нашей группы и принес мне стипендию, а заодно поглядел, как я сдаю экзамен. У него был автомат но 4 балла, и он думал, а может пересдать на пять, но видя как я тут один сижу и больше никого нет, ему стало страшно и он не решился и убежал, уж лучше синица в руке чем журавль в небе. Наконец я все списал, почитал, запомнил и пошел сдаваться. Быстро раскрыл тему первого вопроса, она разрешила перейти ко второму, ответил все и на второй вопрос. Потом последовало пара простых дополнительных вопросов по теме билета и все. Ну думаю, сейчас начнется что то типа, «почему вы прогуляли все мои занятия, не делали доклады, вам что, что-то не понравилось» ? Но она молча попросила зачетку и я напрягся. Смотрю ставит отлично. 5 Баллов. И никаких комментариев. Я не верил своим глазам, сказал «спасибо» и побыстрее свалил из этого места. Счастливый я бежал по лестнице вниз, догнал Галима, который мне недавно передал стипендию, он узнав что мне поставили 5 баллов , был крайне удивлен, ведь у него после всех стараний всего 4 и он снова подумал, может пойти пересдать, но потом передумал, ведь раз на раз не приходится… Ну а я довольный уже бежал в сторону дома по улице. Время на этот день было еще вагон и тележка, я позвонил Сашке ( медику ) и мы пошли на корт играть теннис. На радостях я ему подробно рассказал о своем успехе на экзамене по предмету, на который почти не ходил на занятия. Да уж, бывает и такое. Но редко…
Третий экзамен - Теория Упругости. Вел её самый нормальный преподаватель пожалуй из всех, что в этом учебном году попадались.
Курс был в основном теоретический, сложный, чем-то похож на математику, конечно в её прикладном варианте. Сплошные формулы. Я конечно же готовился. На этом экзамене тоже можно было пользоваться учебниками или лекциями, а потому шпоры писать смысла не имело. Время, что обычно я тратил на написание шпор в этот раз я потратил на утренние занятия по игре в теннис снова с другом Сашей, который в это время так же сдавал экзамены в своем медицинском институте. Возможно это было и через чур, раньше я себе не позволял так вот расслабляться перед экзаменом транжиря время, но что-то мне подсказывало, что больше чем уже помню и знаю по этому предмету я все равно не выучу и не пойму. И вот наконец экзамен. Тут не было автоматов, а потому вся группа в полном составе предстала в аудитории в нужное время перед преподом. Препод не злобствовал. Никого не топил. И это был хороший знак. А потому, почитав то, что мне досталось в билете, я где-то в середине группы по очереди ломанулся отвечать. Вопросы конечно были, пришлось расписывать формулы, что-то выводить из чего-то, но тут меня выручила математика. Я пока что её еще не забыл и смог написать почти все, что было нужно. Как результат, 4 балла. И это меня вполне устраивало. Всё не так уж и плохо было пока. 3, 5, 4. Что дальше? Для полного набора не хватало пожалуй только 2 балла, к счастью чего пока еще со мной не случалось. Но впереди меня ждала Электротехника с Радиотехникой. Тут почти половина группы получила экзамены «автоматы», а может даже больше чем половина. Произошла вообще небольшая халява. Автомат поставили всем, кто участвовал в олимпиаде независимо от оценки полученной на этой контрольной работе и даже незащищенные несколько лабораторок ребятам зачли неожиданно. Как результат нас на экзамене было человек 5-7 из всей группы. Тут конечно нельзя было использовать ничего, а потому я писал все четыре дня шпоры. Экзамен был суровый. Напоминал физику на первом курсе. В билете было 3 задачи и два теоретических вопроса. Короче много всего и очень сложного. В этом предмете я почти не разбирался. Особенно трудности испытывал в решении задач. Билет мне достался как потом оказалось не самый сложный, но я был к нему не готов. Где-то на 2,5-3 вопроса я что-то написал, а по двум вообще ничего не знал, задачки дело такое, не набил руку, не решишь. Ну и как результат 2 балла. Вот и полный набор получился, 3, 5, 4, 2. Первая двойка за всё время учебы. Шок конечно. Тем более что двоечников из четырех групп набралось не так много, может человек 8-10. Кто-то решил сразу задвинуть эту проблему на осень и не париться. Но я решил через неделю идти пересдавать, ведь дальше начиналась первая производственная практика и возможности сдать летом уже бы не было. И я поехал к ребятам в общагу, были там светлые головы, кто неплохо понимал эту электротехнику с радиотехникой. Провел я в общаге целый день, немного мне растолковали как решать некоторые типовые задачки, но не все. Были и такие, которые никто не знал как решать, потому народ и бился за экзамен- «автомат», что бы не напрягать себя ненужными знаниями.
И вот через неделю двоечники снова пошли пересдавать этот мудреный предмет. Было нас человек 5-6 на экзамене всего, из всех групп, остальные решили пересдавать осенью. В этот раз билет мне достался еще тяжелее. Решив одну задачку и списав кое-как теорию по 2-м вопросам я попросился выйти в туалет, где меня поджидал Тимур, товарищ из параллельной группы, который и тренировал меня в решении задачек по этой каверзной электротехнике. Одновременно со мной из аудитории вышел и еще один наш неудачник, Володя, ему достался мой прошлый билет. Тимур быстро решил все, что было в моем старом билете и отдал это решение Володе, а вот мои задачки его поставили в тупик. Он сказал, что эту тему он тоже не знает. И я с кислой рожей, понимая, что видимо «опять двойка», вернулся на экзамен. Прошла пара минут, решил сдаваться, все равно помощи ждать было неоткуда. Препод глядя на то что я нарешал, видимо поняла, что на этот раз у меня все вышло еще хуже чем в прошлый раз и пожалела что тогда не поставила 3, по крайней мере мне казалось, что неделей ранее я и то больше написал правильного. В этот раз она стала меня гонять почти как на Теории упругости, какими-то математическими выкладками, не имеющими прямого отношения к нерешенным мною задач. Поняв, что в математике я не так прост, как кажусь, она выдохнула и сказала вслух : « ну в этот раз я вижу, что вам можно поставить 3». И проставила эту оценку в зачетку и направление на пересдачу, которое я счастливый быстро унес в деканат. Итого вышло 3, 4, 5, 3(2). Если не учитывать что было 2 а вышло 3, то в общем не самый мой худший результат. Хотя конечно нервов и геморроя было в эту сессию намного больше. Еще до сессии как минимум пара предметов у меня вызывали сильное беспокойство и не зря.
Но тем не менее, я закончил третий курс и это было главное. Перевалил половину пути. Впереди было опять 2-е практики летом и небольшие каникулы, ну а дальше видимо 4-й курс…
1