Найти тему
РЕН ТВ

"Место, где обитали провидцы". Как исчезла загадочная цивилизация Наска и чем была известна

Оглавление

О феномене культуры Наска, о гигантских рисунках в пустыне, видных только с воздуха, и о загадочных "пукиос".

Фото: © Global Look Press/NJ Saunders/Werner Forman Archive
Фото: © Global Look Press/NJ Saunders/Werner Forman Archive

В перуанском департаменте Ика, к югу от города с одноименным названием, в долинах рек Гранде, Ингенио и Наска со II века до новой эры до VI века новой эры проживали племена Наска — важнейшая цивилизация доинкских времен.

Эта культура получила известность после открытий линий и геоглифов пустыни Наска, однако она также интересна тем, что производила, пожалуй, самую качественную керамику и текстиль во всем древнем Перу. Наряду с этим культура Наска прославилась изделиями из экзотических перьев, подземными акведуками для сохранения воды и мрачными трофейными человеческими головами. О феномене культуры Наска, о гигантских рисунках в пустыне, видных только с воздуха, и о загадочных "пукиос" — в материале РЕН ТВ.

Где и когда появилась цивилизация Наска

Под историей южноамериканской страны Перу большинство подразумевает прежде всего историю инков. Но не всем известно, что инки были лишь одним из множества древнеамериканских народов, оставивших заметные свидетельства своего присутствия на территории современного Перу.

Страну можно примерно разделить на три большие природные области. Территория расселения инков в принципе покрывала все эти области, однако основная область их проживания находилась в долинах высокогорья Анд.

-2

Фото: © Global Look Press/Alexander Pöschel/imageBROKER.com

К востоку от нее, там, где Анды резко переходят в низменность бассейна Амазонки, раскинулись обширные пространства влажных тропических лесов. На западе же, с той стороны Анд, которая обращена к Тихому океану, напротив, расположены протяженные пустынные области. При этом вдоль русел рек, стекающих с Анд в Тихий океан, эти пустыни разорваны оазисами, в которых со II века до новой эры, то есть задолго до эпохи инков, сформировались древнеамериканские культуры, наиболее известными из которых являются культуры Моче (или Мочика), Паракас и Чавин. Здесь же, на территориях океанского побережья, проживали и индейцы культуры Наска.

"Место, где обитают провидцы"

Около 500 года новой эры эта область Перу переживала социальный и культурный подъем. На южном побережье возникали довольно большие города с численностью населения от 5000 до 10000 жителей, в которых проживали ремесленники, торговцы, представители правительства и служители культа.

Одной из самых известных культур этого периода, да и, пожалуй, всей доколумбовой истории, была культура Наска. Ее религиозной столицей стал Кауачи. Название "Кауачи" означает "место, где обитают провидцы". Город находился под управлением священнослужителей, поэтому некоторые исследователи называют его "перуанским Ватиканом доколумбовой эпохи". Здесь проводились церемонии и ритуалы, а также осуществлялась торговля.

Это место для столицы, вероятнее всего, было выбрано благодаря изобилию воды, которая поступала из природных источников и позволяла заниматься сельским хозяйством в области, которая являлась естественной пустыней.

Каким было общество культуры Наска

Важной составляющей экономической жизни индейцев Наска было сельское хозяйство. Для их общественной жизни было также характерным и наличие важных административных и религиозных центров. Сельское хозяйство и плодородие земель имели большое значение в религии индейцев Наска. Поскольку народ Наска не имел письменности, предполагается, что средством письменной коммуникации у них могли быть иконография и использование символов.

-3

Фото: © Global Look Press/NJ Saunders/Werner Forman Archive

Что такое линии и геоглифы пустыни Наска

Культура Наска достигла пика своего развития в период приблизительно с 100 по 750 годы новой эры. Представители этой культуры были художественно и духовно развитыми людьми и оставили после себя немало выдающихся реликвий. К их числу относятся знаменитые линии и геоглифы Наска — гигантские изображения, которые различимы лишь с высоты птичьего полета и окружены множеством мифов.

120-метровая обезьяна и 180‑метровая ящерица, "маленькая" птичка колибри размером в 50 метров и 46-метровый паук, а кроме них еще около 700 геометрических фигур, большинство из которых — спирали, и примерно 13 000 линий различной геометрии — ученые всего мира почти сто лет бьются над разгадкой этих изображений, пытаясь понять, кто и зачем нарисовал их на огромном полотне, которое называется пустыня Наска.

Тот факт, что фигуры Наска различимы лишь с воздуха, породил множество теорий об их происхождении и предназначении, включая самые экзотические. Однако, по приоритетной версии, геоглифы имели ритуальное значение.

До недавнего времени было известно около 200 геоглифов, но в середине декабря 2022 года японские специалисты обнаружили 168 новых изображений — людей, змей, кошек, птиц, даже касаток и верблюдов. По словам ученых, на плато находятся и другие изображения. Чтобы выявить их, археологи намерены просканировать поверхность пустыни, используя искусственный интеллект.

-4

Фото: © Global Look Press/DanitaDelimont.com

В 1994 году линиям и рисункам пустыни Наска был присвоен статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подземные акведуки культуры Наска

Подъем культуры Наска начался в период постепенного упадка культуры Паракас. При этом цивилизация Паракас оказала очень сильное влияние на культуру Наска, прежде всего в сфере ирригации. И действительно, индейцы Наска построили систему акведуков, "пукиос", которая действует до сих пор.

Обнаруженные в пустыне гигантские воронки для сохранения воды уходят на несколько метров вглубь земли — они чем-то напоминают древние индийские ступенчатые колодцы. Их объединяет одно: и в Индии, и на земле Наска сооружения использовались как источник воды.

Но, в отличие от колодцев, принцип здесь другой. Глубоко под землей течет небольшая река. По спиралевидной дорожке жители этого засушливого края спускались в жерло воронки, в котором находится отверстие, чтобы набрать воду из подземной реки.

Однако не все согласны, что у акведуков было исключительно практическое значение. Число витков у каждой воронки разное, диаметр — тоже. Некоторые видят в этом тайный сакральный смысл, который знали индейцы Наска, но, увы, унесли с собой в вечность. Другие же верят, что такая воронка символизирует материнское чрево. Согласно поверью, спуститься к воде, погрузиться в нее, а затем подняться обратно — это все равно, что вернуться к истоку своей жизни, родиться заново и начать жизнь с чистого листа.

-5

Фото: © Global Look Press/Sepp Spiegl/imago stock&people

Трофейные головы индейцев Наска

Индейцы Наска имели традицию обезглавливать своих врагов и мумифицировать их головы. Они скрепляли губы голов шипом, и вешали у себя на поясах, веря, что таким образом забирают силу и доблесть умерших противников. Умельцы Наска обладали специальной технологией: при помощи песка и теплых камней они уменьшали размер голов, чтобы их удобнее было носить с собой.

Керамика культуры Наска

Если бы не существовало линий и геоглифов Наска, то эта культура скорее всего славилась бы в первую очередь высокоразвитым гончарным ремеслом и производством керамики.

Индейцы Наска делали удивительно изящную керамическую посуду с толщиной стенок всего четыре миллиметра, для росписи которой использовали 15 цветных пигментов. Интересно, что узоры на вазах, бутылках и кубках разительно похожи на геоглифы.

Многие из найденных археологами артефактов очень сложно интерпретировать, так как керамика Наска была очень абстрактной. В руинах Кауачи — комплекса из необожженного кирпича — было обнаружено несколько самых сенсационных керамических предметов культуры Наска.

-6

Фото: © Global Look Press/Alexander Pöschel/imageBROKER.com

Текстиль культуры Наска

Текстильные изделия культуры Наска были самыми качественными в древнем Перу. Техника изготовления тканей постоянно совершенствовалась. Одна из особенностей текстиля индейцев Наска — вышивка в виде выступающего рисунка. Узоры на тканях очень разнообразны: тут можно увидеть и мифических существ, и геометрические узоры. Интересно, что, при взгляде с разных углов, рисунок смотрится по-новому.

-7

Фото: © Global Look Press/Werner Forman/Werner Forman Archive

Искусство изделий из Пера

Изделия из сотканных цветных перьев были выполнены в абстрактном дизайне и изображали мифологические фигуры. Такие изделия считались священными. Птицы ассоциировались с богами, и одежда, сделанная из перьев, могла принадлежать только политическим и религиозным лидерам высокого ранга. Изделия из перьев очень красивы и утонченны, и изготавливались в финальной фазе цивилизации Наска, когда уже было заметно влияние культуры Вари.

Как исчезла цивилизация Наска

Археологи считают, что культура Наска существовала более 800 лет, но затем внезапно исчезла, после того как около 350 года новой эры произошла мощная природная катастрофа.

Резкие колебания температуры Тихого океана (известные как феномен Эль-Ниньо) вызвали опустошающие наводнения, которые поглотили значительную часть области проживания индейцев культуры Наска и затопили церемониальный центр Кауачи.

Индейцы Наска покинули свой главный город около 400 года новой эры после нескольких неудачных попыток восстановить его, когда мощное землетрясение окончательно разрушило и буквально разорвало город на две части, не оставив после себя ничего, кроме обломков строений.

-8

Фото: © Global Look Press/NJ Saunders/Werner Forman Archive

Эта цивилизация оставила после себя впечатляющее наследие, к которому относятся таинственные линии и геоглифы Наска, а также уникальная система акведуков, которая сохранилась до наших дней. Господство империи инков на территории современного Перу привело к закату культуры Наска. Территория индейцев Наска оказалась полностью под властью инков около 1471 года новой эры, то есть незадолго до прихода испанцев.

Наука
7 млн интересуются