19 сентября 2013 г., четверг.
Из программы тура:
Обзорная экскурсия по одному из старейших речных портов Великобритании: Альбертс Док, англиканский собор, собор Метрополитан, Музей группы «Битлз»* и др.
В 8.00 выезжаем из гостиницы. +9, дождь. В центр Ливерпуля попадаем как-то быстро и незаметно.
Останавливаемся на набережной перед «Тремя Красавицами» – зданиями постройки начала ХХ века, стилизованными, однако, под эпоху К.Рэна. Это: Port Liverpool Building (здание управления Ливерпульского порта), Cunnard Building (штаб-квартира существовавшей когда-то трансатлантической пароходной компании) и Royal Liver Building (переводить как «Королевское Ливер-здание», по-моему, не стоит).
Изображение легендарной "Птицы Ливер". Хотя название "Ливерпуль", скорее всего, происходит от слова Liuerpulle, что значит «мутный водоём», или elverpool — «водоём с угрями».
Всё это офисные здания, которые ныне включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, чуть ли не первые в мире (может, в Европе или в Великобритании?) здания, построенные из железобетона.
Строго напротив – здание речного вокзала (великий портовый город стоит не на море, а, как большинство британских портов, на реке). Часть группы уплывает кататься на кораблике, а я, заранее прочитавшая, что в дождливую погоду этого лучше не делать, посещаю безлюдный магазин сувениров. Цены кусаются, особенно если учесть, что ни один магнитик не изображает «ливерпульскую четвёрку» в полном составе. Не-ет, покупай отдельно Джона, Джорджа, Пола и Ринго, каждого за 4 фунта, и потом выстраивай их в ряд на своём холодильнике…
Я успеваю пробежаться по набережной.
Здесь много памятников. Например, машинистам и кочегарам с "Титаника" (Ливерпуль был портом его приписки) – но я почему-то его не сфотографировала. Вот чужое:
Памятник поставили сначала в память об инженерах и техниках "Титаника", которые до последнего старались сохранить его как можно дольше на плаву. Но потом его сделали памятникам всем техникам и работникам машинных отделений, которые погибли также во время Второй мировой войны. Странно как-то объединять такие разные события.
Военно-морской мемориал в память о моряках Королевского флота, погибших в 1939 – 1945 гг. "... и у них нет могилы, кроме моря"...
Это они ходили конвоями через Атлантику, доставляя в СССР необходимые грузы в годы Великой Отечественной войны.
Памятник капитану Фредерику Джону Уокеру – герою битвы за Атлантику во Второй мировой войне.
А вот эта штука к морю не имеет отношения. Это скульптура в память Иеремии Хоррокса, первого, кто наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца (автор Энди Плант). Это телескоп, а Венера заменена медным ангелом Иеремией.
Скамеечки. Только сидеть на них что-то не хочется...
Мне очень хотелось разыскать и сфотографировать Superlambanana – «Бананоягнёнка» работы японца из США Таро Чизо. Четыре местных скульптора (не буду вдаваться, как их звали) сва(л)яли это чудо из бетона и стекловолокна, после чего статуя кочевала по городу. Но теперь, видимо, ливерпульцы решили утешить всех туристов, подобных мне, и понаставили копий по всему городу. И весело их раскрасили (первый вариант был жёлтым).
Приходилось читать, что эта милая зверушка предупреждает об опасности генной инженерии. Шутка? Более правдоподобная версия – памятник символизирует важнейшие товары, ввозившиеся в Ливерпуль в ХIХ веке – бананы и баранину. Но тоже что-то не верится. Почему ввозившиеся, а не вывозившиеся? Почему в ХIХ веке? И какое дело до этого японцам и американцам?
В общем, по-моему, скульптор просто прикололся, ваяя своего мутанта. А потом кое-как связал его с Ливерпулем, чтобы впарить «отцам города». Ну и ладно. Ему хорошо, и нам есть на что посмотреть. Здесь в кадр попали три скульптуры.
Народ вернулся с прогулки, кажется, не очень довольный. Дождь превращается в ливень и противоположная сторона реки Мерси скрывается из виду. Нас ведут на Мэтью-стрит – улицу, где в клубе Cavern («Пещера») начиналась карьера «Битлз».
Ещё утро, будний день, дождь – улица пуста, на ней останавливаются какие-то грузовички с овощами и бродят мужики в рабочей одежде. Наша группа заполняет улицу настолько, что фотографировать приходится в основном своих попутчиков, да ещё и под зонтиками, которые закрывают обзор. Ну что, улица как улица. Здание с колоннами – не то универмаг, не то развлекательный центр – на каждой колонне портрет, на витринах футболки, афиша цирка «Дю Солей» с представлением, посвящённым «Битлз».
Клуб «Cavern», то есть «Пещера» – построенный на том же месте, с использованием тех же кирпичей, только ещё глубже, чем настоящий. Если бы мы и хотели туда зайти, то, наверное, сейчас он закрыт.
Уродский монумент «Четыре парня, которые потрясли мир» – женщина в капюшоне, олицетворяющая Ливерпуль-маму, но похожая на дементора из «Гарри Поттера», держит на руках трёх младенцев. Четвёртый, Джон, якобы смотрит на них с небес.
Во-первых, я в упор не вижу Джона. Во-вторых: когда умрёт следующий битл, скульптуру что, переделают? А остальные два будут смотреть и думать, чья очередь следующая?
Бар «Grapes», где битлы пили пиво и, говорят, скрывались от малолетних поклонниц, которых в питейное заведение не пускали.
Паб “Cavern”, открытый для того, чтобы разгрузить мемориальную пещеру.
И последний удар, – битловские лица на фоне голых задниц манекенов из магазина одежды.
И среди всей этой безвкусицы неожиданно – очень простой и милый бронзовый Джон Леннон.
Я просто повернула голову и увидела, что он стоит рядом. Стоит себе скромненько на углу и думает о чём-то своём… Такой «парень из рабочего района», в джинсах и кожаной куртке, каким его вечно позиционируют, но каким он, по-моему, никогда не был.
Мы покидаем Мэтью-стрит, но не битловский Диснейленд. Мы ещё увидим отель Hard Day’s Night с четырьмя уродливыми статуями сами понимаете кого на карнизах.
Вот музыкальная скамейка с героиней песни «Элеонор Ригби», посвящённой «всем одиноким людям», а напротив «Элеонор Ригби отель»…
Напомню, что аэропорт Ливерпуля носит имя Джона Леннона, что в городе масса домов, где жили битлы (так как они и их родители время от времени переезжали)… В общем, битломания спасла этот город от полного упадка, в который он пришёл к началу 80-х; у меня даже возникло подозрение, что всплеск битломании в 80-е был инспирирован нарочно. Что ж, своё дело он сделал.
Мы совершаем поездку по городу, любуясь сквозь залитые водой стёкла на Сент-Джордж-холл и площадь вокруг него, почему-то именуемую «плато».
По-моему, кто-то даже выходит из автобуса вслед за гидом, но я предпочитаю сидеть в тепле и сухости и ужасаться, глядя на голоногих английских детей, бодро шлёпающих по лужам (помните, сколько градусов было утром?).
Лишь немногие родители адекватно одели своих детей. Мне кажется, что это просто бравирование «британской закалкой», довольно неразумное и вредное для здоровья. Кстати, наш экскурсовод (к сожалению, не помню, как её звали, очень милая русская девушка) тоже обута в изящные «лодочки» без каблуков то ли на босу ногу, то ли на тончайшие колготки.
Неоготический Англиканский собор проплыл мимо за сплошной завесой дождя и тумана, к тому же расположен он на горе, сфотографировать не удалось.
А интереснейший модернистский католический собор Метрополитен я даже издалека не увидела.
Наконец нас высаживают возле Музея «Битлз». Значительная часть группы отправляется в него, но я чувствую, что правильно сделала, отказавшись от этого посещения. Да, конечно, подлинных вещей там будет побольше, чем в домике Шекспира, но… хватит с меня этого фетишизма (пусть простят меня битломаны). Опять же, смотреть на «золотые диски» и слушать, сколько битлы получили за тот или иной альбом, мне совершенно неинтересно.
Поэтому мы с Ларисой идём бродить по Альберт-доку и окрестностям.
Дождь внезапно прекращается, а потом постепенно и солнышко выходит. Место симпатичное: бывший док и склады-офисы превращены в торгово-развлекательный центр. Здесь есть гостиницы, кафе, рестораны, местный филиал галереи Тейт, музеи (битловский и морской) и, конечно, магазины, магазинчики, лавчонки…
Вместо прогулки по доку можно было прокатиться на колесе обозрения... хотя нет: погода не располагала.
Внутри дока пришвартованы как макет старинного корабля, так и вполне современные плавсредства.
Мы поели вкусной рыбы с картошкой, попили чайку, вышли на другую сторону к Salthouse Dock.
Вот гигантский якорь перед музеем Морским музеем Mersyside Maritime.
По дороге полюбовались на «Двух уродин», как жители Ливерпуля называют два современных здания, в противоположность «Трём красавицам» из порта.
А по-моему, никакие они не уродины, особенно чёрное здание слева...
Перископы гигантских подводных лодок?
Док Солтхауз, где рядышком застыли в ожидании экскурсантов и фотографов крошечный «Титаник» и Yellow Submarine.
Не спрашивайте, почему там радужные полосы. В конце концов, иногда радуга – это просто радуга.
Возвращаемся к Музею «Битлз» с другой стороны, любуемся колесом обозрения и дожидаемся группу.
И так же быстро, как появился перед нами утром, парадно-туристический Ливерпуль исчезает.
И видишь заброшенные фабричные корпуса с выбитыми стёклами, облезлые кирпичные стены и ржавые вывески…
И вдруг на прощание – очаровательный кирпичный домик и ослепительная рябина перед ним.
Во второй половине дня нас ожидал переезд в Шотландию и незапланированная экскурсия по Глазго. Но об этом я расскажу в следующей статье.
А пока ставьте "лайки" и читайте предыдущие статьи, если пропустили:
(2) Открываю Лондон самостоятельно
(3) Перешла дорогу гвардейцам, а потом заблудилась
(4) Стоунхендж и Кардифф: путешествие в иные миры
(5) Оксфорд: не только университет
(6) Английская глубинка: Вудсток и Стратфорд