"Спички – лучшая игрушка для скучающих детей..." – если подумать, в фэнтези тоже есть немало вредных советов, которые Григорий Остер мог бы подать в форме юмористической книжки для начинающего автора :) Я не Остер, так что "советы" будут в прозе, зато с примерами. Это забавные вещи, которые встречаются у разных авторов, но далеко не всегда работают в реальности.
1. Знания и навыки не важны. Главное – это сила воли и решимость
Часто герои выбираются из сложных ситуаций просто на морально-волевых качествах. Дают себе установку: "Нужно найти/сделать Х", - и находят/делают, даже если раньше ничем подобным не занимались. Например, в книге "Уголек в пепле" (Саба Тахир) главной героине Лайе нужно было спасти брата, и она отправилась искать место сбора повстанцев. На удивление Лайя нашла целую штаб-квартиру (суперзасекреченную), хотя до сих пор талантами ищейки не отличалась. Как говорится, Вселенная помогла мыслям материализоваться :)
На самом деле знания важны. В "Волшебнике Земноморья" Урсула Ле Гуин вкладывает в голову Геду очень правильную мысль: "Одна лишь нужда в магической силе не могла освободить ее – нужны были еще и знания". Но на голой теории, без практических навыков, тоже далеко не уедешь.
В "Пятом элефанте" Терри Пратчетт с привычным юмором описывает превосходство практики над книжными знаниями: "Моркоу подскочил к вервольфу, сжал кулаки и принял позу, запечатленную на рисунке номер 1 из "Искусства Благородного Кулачного Боя". Надо отдать должное, эта поза выглядела весьма впечатляющей, пока противник не ломал тебе нос пивной кружкой".
2. Не бойтесь охранников: они продажные и некомпетентные
Яркий пример таких охранников можно найти уже на первых страницах "Шестерки воронов" (Ли Бардуго). Две городских банды договорились встретиться ночью на территории Биржи, чтобы обсудить раздел сфер влияния. Охрана за мзду закрывала глаза на такие встречи, но одна из банд пошла дальше и приплатила стражникам, чтобы они "случайно" подстрелили конкурентов. Другая банда подстраховалась и отправила шпионку, которая легко обезвредила продажных стрелков.
Таких примеров в книгах много, хотя не может же вся городская стража (охрана, полиция и т.д.) брать взятки и выполнять работу спустя рукава. Терри Пратчетт прошелся и по этому клише. В книге "Стража, стража" порядок поддерживает Гильдия воров, а городская стража по ночам обходит улицы (в безопасных местах), пьет и по мелочам пользуется служебным положением. Но все меняется, когда в ее ряды записывается молодой идеалист Моркоу Железобетонссон.
3. Любая травма быстро заживает
Возможно, это пошло из компьютерных игр, где можно сохраниться или по-быстрому пополнить хп, но герои в фэнтези с поразительной легкостью переносят любые удары, падения или раны. В самом начале книги Джо Аберкромби "Кровь и железо" один из героев, Логен Девятипалый, дерется с шанка, катится вниз по склону в обнимку с противником, падает в горное ущелье с высоты, их тела несет река... Результат: мокрая одежда, синяки, покусанная нога - и ни одного перелома. Ноль. Потрясающее везение при таких жестких вводных.
А вот у Джорджа Мартина в "Игре престолов" Нед Старк падает вместе с лошадью и ломает ногу. В подобных ситуациях такое действительно часто случается с всадником. Потом Неду пришлось долго лечиться (хотя персонажу все равно не повезло - казнили).
4. Воры и убийцы – хорошие люди
Если главный герой - мошенник (как Локк Ламора у Скотта Линча) или убийца (как Кайлар у Брента Уикса), то и автор, и читатель понемногу отождествляют себя с ним. Происходит некая романтизация преступности. Та же шайка Локка Ламоры называется Благородные канальи. Это не такой уж новый прием (можно вспомнить хотя бы капитана Блада из книг Р. Сабатини), и не сказать, что он однозначно плохой. Герои могут быть разными, и даже в образ вора или убийцы автор может вложить что-то хорошее.
Важно помнить, что для добропорядочных горожан герой все равно будет преступником. Опасным человеком - возможно, даже не сам по себе, а своим соседством. Например, в книге Дугласа Хьюлика "Свой среди воров" вор Дрот квартирует у аптекаря Эппириса. Сам хозяин против такого жильца, но поддается уговорам жены. Дальнейшие события показывают правоту Эппириса. Когда по адресу Дрота наведываются громилы и не находят его дома, крайними оказываются Эппирис и его семья - аптекаря жестоко избивают, а жене и детям угрожают.
5. Настоящий герой должен потерять родителей
Очень мало авторов вводят в сюжет родителей героя. Часто книжка только начинается, а отец с матерью уже умерли или убиты. Гарри Поттер, Дейнерис Таргариен, тот же Локк Ламора - список можно продолжать. У Квоута из "Хроник убийцы короля" (Патрик Ротфусс) родителей убили уже по ходу книги.
Конечно, такой ход можно объяснить логически. В родном доме, рядом с родителями, у героя очень мало шансов нарваться на приключения, без которых не будет интересной книги. Проще всего убрать родителей из сюжета. А если сделать это болезненно (через убийство, моровое поветрие или казнь), у героя будет больше мотивации, а у читателей - сочувствия. Но все-таки хотелось бы почитать и о героях из нормальных семей, которые отправляются навстречу приключениям, зная, что позади есть родной дом.
Спасибо за внимание! А что еще в фэнтези кажется вам нереалистичным, забавным или вредным? :)