Найти тему
Швец, чтец и игрец на дуде

Антиутопия, о которой мало кто знает. И очень зря

Продолжая знакомиться со шведской классикой, я наткнулась на интересное произведение. Странно, сейчас такой «бум» на антиутопии, тем более среди молодёжи, а об этой книге почти не слышно.

Позвольте, расскажу я.

Если честно, в современных реалиях читать антиутопию максимально жутко. Помню, как много-много лет назад познакомилась с титаном данного жанра - романом «1984», тогда книга показалась мне такой фантастической, далекой от правды. Сегодня я читала совсем с другим настроением и настроем, всё это больше не кажется шуткой.

Концепция произведения Карин Бойе «Каллокаин» закручивается вокруг понятия правды, её роли в жизни людей, государства, вселенной. Так просто и так сложно одновременно. Молодой учёный, работая на благо своей Империи, создает инновационный препарат - каллокаин. Если его ввести человеку, он незамедлительно начнёт говорить только правду, обнажая свои тайные помыслы.

Естественно, такое изобретение быстро превращается в механизм казней.

Общая специфика повествования мало отличается от похожих трудов: человек рождается и живёт только для служения своей Империи, нет «я», есть государство, нет желаний, выбора, чувств - есть долг. И, конечно же, есть группа сопротивления, желающая жить иначе. В каждой квартире камера, у всех своя роль. Всё это вполне знакомо, но Бойе удалось внести некоторую изюминку в знакомую историю.

Понравились отсылки к прошлому, в котором, видимо, сейчас живём мы с вами, наличие странных профессий, например, очень самоотверженно считалось быть жертвой-добровольцем. И главное отличие, которое я выделила для себя лично, это книга больше не о политике и государстве, как остальные, а о человеке. Не о правах гражданина, а о чувствах, душе, внутреннем мире. О праве существовать, как человек, любить, чувствовать, говорить, выбирать свой путь.

Очень меня тронула речь жены главного героя о материнстве, не представлю, как можно отнять это чувство у женщины.

Но некоторые монологи больно меня укололи. Ты невольно проецируешь это на свою жизнь, здесь и сейчас, и в душе появляется какое-то зерно сомнения.

Неужели не было какого-то момента, одного момента на протяжении всей человеческой истории, когда можно было выбрать другой путь? Перекинуть мост через пропасть? Неужели ни разу нельзя было остановить броневик Насилия и не дать ему двигаться сквозь пустоту? 

Хотя, все антиутопии на меня так действуют, словно злободневные предостережения. От этого становится по-настоящему страшно.

Книгу рекомендую, да, она не сильно отличается от подобных, но подумать снова будет о чем.

А не ради этого ли мы вообще читаем?