Как написал Нил Гейман, боги существуют, только пока мы в них верим. Только наша вера делает их густыми, плотными, почти осязаемыми, могущественными и сильными. Стоит нам только в этих богах усомниться, стоит нашей вере ослабнуть и пошатнуться, боги тают, истончаются, теряют и силу, и власть. Поэтому богам, на самом деле, очень нужны люди и очень нужна их вера – без нее они совсем исчезнут и навсегда уйдут в небытие, что уже случалось в этом мире не раз.
Но зачем боги нужны людям и почему они в них начинают верить? Вопрос, на который пытаются ответить куда более просвещенные умы на протяжении многих тысяч лет. Но я попробую решить эту задачу со своей собственной колокольни и отвечу на этот вопрос так – потому что с богами можно жить просто и неприхотливо. Можно не утруждать себя самосовершенствованием и не нести ответственность за свои поступки. Боги так пожелали и боги так распорядились, с тебя же и взятки гладки.
Ты же всего лишь выполнял волю богов, так какие к тебе претензии? А под эту самую волю, как можно догадаться, можно подогнать любые свои личные предпочтения. Неспроста ведь, как подметил Гейман, человечество за всю свою историю придумало такое множество самых различных богов – можно подобрать себе практически любого по вкусу. Свой высокий покровитель найдется у самого низкого и подлого злодея – и самое низкое и подлое злодейство можно будет объяснить и обосновать высоким потусторонним замыслом.
Для добра же, как тоже легко можно заметить, много богов на Олимпах и пантеонах не нужно – если он и есть, то носят его внутри себя. Сами с собой разбираются и сами с собой ведут нескончаемые диалоги, называть же это можно как угодно. Если тебе и нужно от кого-то разрешение, объяснение или утешение, ты с легкостью найдешь его внутри, если в это веришь. Потому что да, так работает вера, осуществляя и наделяя силой все, к чему прикасается, даже самое невообразимое. А ты вообрази и поверь – и все превратится в реальность.
Вот и получается, что все обретают свое себе по вере. Злые и распущенные боги дарят мало радости и, в конечном итоге, каких-то ощутимых жизненных сокровищ. Чем больше в них верят и чем они сильнее, тем слабее, беспомощнее и обескураженнее под ними живется человеку. От него ведь нужна лишь его вера, а никакое его благополучие и счастье в этом потустороннем мире совершенно никого не интересуют.
Если же веришь в хорошее, хорошее и получаешь. Веришь в себя – достойного, мудрого, смелого – такого себя и обретаешь. Веришь в других – таких же других и находишь. Точнее, они сами тебя находят, потому что тоже в тебя верят. Сомнение, отчаяние, усталость, бессилие веру ослабевают – это значит, что мы потратили свои ресурсы или кто-то их безжалостно отнял. Чтобы заново поверить, ресурсы надо учиться копить и беречь, а это не так-то просто. Но все хорошее – не значит простое, и в этом его и секрет, и смысл.