Это будет статья-загадка из области истории и биографий, так что попрошу читателей не заглядывать в конец, а играть честно. Этот "великий думатель о России" является родственником знаменитого художника и членом одного весьма известного в нашей стране клана.
ДП (так я буду называть этого человека-загадку) родился в Харькове, Окончил историко-филологический факультет Московского университета, там же преподавал древнюю историю по специальности «История Рима». Учился в Германии. Участвовал добровольцем в ПМВ, при большевистской власти делал весьма успешную научную карьеру 1918-1922 гг. - преподаватель Московского, Минского и Смоленского университетов, в 1924-1925 гг. - технический редактор в Госиздате, в 1929-1941 гг. - преподаватель немецкого и латинского языков в московских вузах.
Жизнь сложилась, а потом "22 июня, ровно в 4 часа... ".
Наш славный гуманитарий владел под Можайском загородным домом, и при приближении немецких войск осенью 1941 года он спешно выехал туда из Москвы вместе со своей супругой и тремя взрослыми дочерьми, чтобы дождаться освободителей - немцев. Как он писал в своей автобиографии, написанной при устройстве на работу сотрудником отдела пропаганды W группы армий Центр:
«После большевистских палачей и угнетателей немецкие солдаты казались мне рыцарями света, ведущими священный бой с исчадиями ада»
Выдохнули, запомнили.
Дабы не подставлять "исчадиям" родственников, он поменял фамилию и добросовестнейшим образом занимался пропагандой в Смоленске, став председателем минского отделения Национал-социалистической трудовой партии России, а так же консультантом по "русскому вопросу" министерства восточных территорий Альфреда Розенберга, с осени 1944 г. – консультант генерала Власова. С 1944 года - жил в Германии, с 1947 г. - жил во Франции.
Летом 1943 г. он отчитывался в смоленской газете «Новый путь» о своей насыщенной повестке:
«Смоленск, Кардымово, Красный, Починок, Монастырский, Витебск – вот места нашей работы на учительских курсах в минувших июле и августе. Сущность национал-социализма, опровержение марксизма, проблема расы, еврейский вопрос, новая Европа, путь России к включению в неё – вот основные пункты наших бесед и лекций».
Немецкий сотрудник, характеризовавший нашего блестящего героя и настоящего патриота, характеризовал его для Розенберга так:
«К. в противоположность к большинству оставшихся в живых представителей старой русской интеллигенции – несломленная, производящая сильное впечатление личность вполне нордической наружности; человек, который при советском режиме, очевидно, не утратил свой гражданский пыл. Он высказывает свои мысли, очень сильно беспокоясь за окончательный итог войны. Конечно, он оценивает ситуацию с позиции русского националиста».
Нордическая наружность! Как тут не вспомнить "17 мгновений весны!"
Ну и после войны, выбравшись во Францию, этот неутомимый публицист призывал сплотиться Запад перед лицом советской угрозы.
Незадолго до побега во Францию он записывает в дневнике:
«Вчера утром из Бонна... привезли номер немецкого журнала со статьей о Пете и фотографиями с его картин и его семьи. Он народный художник РСФСР и получил Сталинскую премию. На каких мы разных полюсах. Боже мой! Как все это могло так произойти, если подумать о наших исходных корнях в нашей отцовской семье, наших идеалах, о заветах наших родителей, о заветах той умственной и нравственной атмосферы, в которой мы выросли и воспитались? Мы потеряны друг для друга навеки, если бы даже нам и было суждено когда-либо увидеться».
Какая, право, печаль!
Уже после кончины этого обладателя неиссякаемого обладателя гражданского пыла, его внук, выехав в Париж, привез книжку, написанную дедом на тему "как обустроить Россию". Привез, естественно, тайно, поместив сей труд рядом с самым дорогим - в штанах.
Эта книга произвела на трепетного внука неизгладимое впечатление и во многом сформировала его представление о путях России, которыми внук теперь делится с россиянами.
И, да, в этой великой книге рассказано о пользе дефицита для русского человека. Так что ждем-с очередного пришествия.
А теперь ответ на вопрос "кто?".
Дмитрий Петрович Кончаловский - дед Андрона. Да-да, того самого.
А вот как нежный внук описывает приключения деда у немцев:
Немцы забрали его и его семью: двух дочерей, жену, послали в концентрационный лагерь. Так что он в течение 18 лет или какого-то такого времени боялся попасть в ГУЛАГ, а угодил в концлагерь фашистский. Для него это был абсолютный шок и открытие, для него это было трагическое открытие, там он просидел до 1944 года. В 1945 году, когда советские войска стали подходить к лагерю, он понимал, что если его там найдут, то его точно расстреляют и возьмут его, как предателя. И он в лагере назвал себя другой фамилией, чтобы не пострадали Кончаловские, он взял фамилию Степанов. Он списался со своей сестрой — моей двоюродной бабушкой, которая жила в Париже. Она их выписала как своих дальних родственников, они уехали в Париж, просто выскользнули из рук СМЕРШа и КГБ.
Трогательно, не правда ли?
Беда в том, что немцы были слишком дотошными, и наплодили множество документов, записок и отчетов. Такую красивую историю испортили!
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях.