Найти в Дзене

Церковь Ксении Петербургской и исчезнувший монастырь "у Медвежья озера на березе"

Храм Ксении Петербургской в деревне Медвежьи Озера на Щелковском шоссе построена в 2011 году. Скромный деревянный храм Алексия, человека Божия был возведен несколькими годами ранее. Однако церковная история Медвежьих Озер восходит еще к временам Дмитрия Донского. В конце XIV века ученик Сергия Радонежского преподобный Афанасий основал здесь монастырь «Спас на Медвежьем озере», который исчез в Смутное временя. Историки спорили о месте, где стоял когда-то древний Спасо-Преображенский монастырь. Например, составитель "Списков иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви" Павел Строев считал, что пустынь "Спас-Преображения на Медвежьем озерке" находилась в Москве в Старом Симонове. Строе считал, что "Медвежье озеро" - это легендарный Лизин пруд. Этот московский пруд прославил писатель и историк Н. М. Карамзин. Действие повести "Бедная Лиза" 1792 года происходило в окрестностях Симонова монастыря. Ее герои Лиза и Эраст часто виделись под тенью вековых дубов, "осеняющих глубокий, чист
Фотографии: Антон Саков 2025
Фотографии: Антон Саков 2025

Храм Ксении Петербургской в деревне Медвежьи Озера на Щелковском шоссе построена в 2011 году. Скромный деревянный храм Алексия, человека Божия был возведен несколькими годами ранее. Однако церковная история Медвежьих Озер восходит еще к временам Дмитрия Донского. В конце XIV века ученик Сергия Радонежского преподобный Афанасий основал здесь монастырь «Спас на Медвежьем озере», который исчез в Смутное временя.

Историки спорили о месте, где стоял когда-то древний Спасо-Преображенский монастырь. Например, составитель "Списков иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви" Павел Строев считал, что пустынь "Спас-Преображения на Медвежьем озерке" находилась в Москве в Старом Симонове.

-2

Строе считал, что "Медвежье озеро" - это легендарный Лизин пруд. Этот московский пруд прославил писатель и историк Н. М. Карамзин. Действие повести "Бедная Лиза" 1792 года происходило в окрестностях Симонова монастыря. Ее герои Лиза и Эраст часто виделись под тенью вековых дубов, "осеняющих глубокий, чистый пруд, еще в древние времена ископанный". Узнав о предательстве возлюбленного, Лиза утопилась в этом пруду, и несчастную похоронили на берегу под дубом.

Пруд у Симонова монастыря получил прозвище "Лизиного" и стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина. На деревьях на месте "гибели" и "могилы" вымышленной бедной Лизы стали появляться посвященные ей послания и стихи. Властям даже пришлось принимать меры, чтобы слишком сентиментальные девушки не подражали своему кумиру и не пытались топиться здесь от несчастной любви. В советские годы Лизин пруд и вовсе был засыпан.

Отождествление с Лизиного пруда с Медвежьим озером, как выяснилось, было ошибочным. На самом деле древний Спасо-Преображенский монастырь "у Медвежья озера" находился примерно в двадцати верстах от Москвы по бывшей Стромынской дороге. Здесь и сегодня раскинулись живописные озера, давшие название деревне.

Протоиерей М. С. Боголюбский отмечал неувязки в версии с Лизиным прудом:

Но пруд всегда останется прудом, а озеро – озером. А Медвежьи озера действительно существуют, верстах в 20 от Москвы, влево от Стромынской дороги, в районе прихода села Покровское Пехра, на речке Пехорке.

Доказательством существования Спасо-Преображенского монастыря в этих краях служила сохранившаяся жалоба великому князю Ивану Васильевичу от крестьян Пехорской волости на монастырское начальство 1460-х гг.

Князь Дмитрий Донской выменял у инока Симонова монастыря Саввы село Воскресенское Верх-Дубенское, отдав за него Преображенский монастырь. В меновом документе великий князь говорил следующее:

Церковь святого Преображения, что поставил игумен Афанасий на моей земли и Медвежья озера на березе.

Указанный здесь преподобный Афанасий – это любимый ученик Сергия Радонежского и основатель Высоцкого монастыря в Серпухове. Дмитрий Донской дал иноку Савве значительные привилегии. Обитатели Преображенского монастыря и соседних селений освобождались от всех налогов. Савва мог лично судить все споры, а на него самого могли жаловаться только митрополиту и великому князю. Вероятно, этот Савва был в миру знатным боярином, принявшим постриг в Симоновом монастыре, а затем захотевшим уединения в подмосковной пустыни. Возможно, что Савва был доверенным лицом преподобного Федора – племянника Сергия Радонежского и основателя Симонова монастыря.

Спасо-Преображенской пустынью у Медвежьих озер после инока Саввы владели старец Иов, а после него – иерей Симонова монастыря Симон Галичанин. Они имели те же высокие привилегии, что и Савва. В дальнейшие годы упоминания о Преображенском монастыре исчезают из исторических документов. Нет сведений о пустыни в Медвежьих Озерах ни в Писцовых книгах конца XVI столетия, ни в грамоте 1623 года, данной Симонову монастырю царем Михаилом Федоровичем. Вероятно, этот монастырь был уничтожен в Смутное время.

В XIX веке лишь местные старообрядцы сохраняли смутные воспоминания о древней обители: они почитали погост и называли его святым. До революции сохранялись старинные надгробные плиты, на которые набредали иногда заблудшие путники. Тексты на этих памятниках уже в то время было трудно разобрать, хотя они, возможно, могли бы пролить больше света на историю бывшей Преображенской обители "у Медвежья озера на березе".

После Смутного времени в деревне Медвежьи Озера не было собственного храма. Деревня относилась к приходу церкви села Пехра-Покровского. Местность на возвышенном берегу озера, где когда-то стояла пустынь, принадлежала уже московскому Чудову монастырю. В деревне до 1930-х годов стояла небольшая часовня, где совершались молебны несколько раз в год.

В 2005 году по инициативе местных верующих была построена деревянная церковь Алексия, человека Божия. В 2006-2011 годах возведена большая каменная церковь блаженной Ксении Петербургской. Центральный барабан храма венчает высокий шатер, характерный для дониконовского церковного зодчества. Колокольня церкви находится в процессе строительства.

Блаженная Ксения Петербургская несла подвиг юродства в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Тем не менее, в последние 30 лет в Московской области было построено и освящено немало церквей в ее честь. Блаженная была канонизирована только в 1988 году, поэтому все храмы, о которых идет речь, современные. Единственное исключение – дореволюционная церковь Ксении Петербургской в Орехово-Зуево 1903-1906 гг., которая, однако, изначально строилась как больничная часовня.