Найти тему

Митридатские лестницы в Керчи: драматическая судьба в уникальных фактах и фотографиях

Оглавление
Керчь. Вид с Большой Митридатской лестницы. 2022 г. Фото Анна Карпенко.
Керчь. Вид с Большой Митридатской лестницы. 2022 г. Фото Анна Карпенко.

Большая и Малая Митридатские лестницы, которые мы знаем как достопримечательности города-героя и одни из символов Крыма, изначально предназначались для других целей и выглядели совсем иначе. Кстати, есть еще третья лестница, которая сохранила первоначальный облик, - ее не реставрировали.

Как же выглядела Керчь в XIX веке, когда появилась Большая Митридатская лестница, а вслед за ней и Малая, или, как ее еще называют, Константиновская? И где в городе находится третья Митридатская лестница?

Завесу тайны нам согласилась приоткрыть историк, краевед Наталия Небожаева. Она долгое время работала в Восточно-Крымском историко-культурном музее-заповеднике, а сейчас проводит интересные экскурсии по Керчи. В начале нашей беседы Наталия посоветовала мне дополнительно прочитать еще исследование архитектора Анастасии Медведевой, которое вышло в VI научном сборнике ВКИКМЗ. И вот, какую интересную историю удалось узнать.

Большая Митридатская лестница

Керчь. Большая Митридатская лестница. 2022 г. Фото Анна Карпенко.
Керчь. Большая Митридатская лестница. 2022 г. Фото Анна Карпенко.

1. Главным городом Таврической губернии могла стать Керчь! В XVIII веке Крымский полуостров вошел в состав Российской империи. Керчь в это время была маленьким городком со старой и ветхой турецкой крепостью, узкими улицами, мечетями, банями и небольшим рынком. Наталия Небожаева рассказывает, что здесь в основном ловили рыбу и добывали соль. Но при этом город имел важное географическое и стратегическое положение. К тому же у него богатая история: он был столицей Боспорского царства.

Однако конкуренцию Керчи составил городок в центре Крымского
полуострова – Ак-Мечеть (Белая мечеть). На его месте решили построить столицу губернии - город Симферополь.

2. Известный архитектор Франсуа Шаль в начале XIX в. проектировал Одессу и ему заказали разработать планы строительства Керчи и Симферополя. Градоначальником Керчи тогда был Иван Алексеевич Стемпковский (как археолог он внес большой вклад в изучение истории Боспорского царства). Иван Алексеевич хотел развить город до европейского уровня .

Градоначальник Керчи И. А. Стемпковский. Из фондов ВКИКМЗ.
Градоначальник Керчи И. А. Стемпковский. Из фондов ВКИКМЗ.

Однако на чертежах Шаля нашли существенные недоработки. Предполагают, что архитектор ни разу не был в Крыму - все проекты он разрабатывал, находясь в Одессе. Поэтому при строительстве дом губернатора, например, мог бы съехать в бухту, а городские площади заползти на гору Митридат. Нужно было исправлять недочеты. Кстати, на его чертежах Большая Митридатская лестница отсутствовала.

3. На месте нынешней площади Ленина изначально находились Керченская крепость. По рассказу исследователя Анастасии Медведевой, еще в начале XIV в. здесь построили генуэзский замок. К нему примыкало турецкое укрепленное поселение. Стояли мечети. К XIX в. все это обветшало, и в 1827 г. перестало существовать. После демонтажа построили две площади: Предтеченскую (по названию храма Иоанна Предтечи X века, который дожил до наших дней), Таманскую (Биржевую), - и здания нового городского центра.

Вид на церковь Иоанна Предтечи со стороны Предтеченской площади. РГИА. Скрин из VI научного сборника ВКИКМЗ.
Вид на церковь Иоанна Предтечи со стороны Предтеченской площади. РГИА. Скрин из VI научного сборника ВКИКМЗ.

4. В начале XIX века на восточном склоне горы Митридат строится здание в античном стиле для Музея древностей. Основателем его был Иван Алексеевич Стемпковский. Автор проекта здания - Георгий Торричелли, русский архитектор, который также имел непосредственное отношение к облику Одессы. Наталия Небожаева говорит, что проект Торричелли не был подражанием афинскому храму Гефеста. Автор поставил цель напомнить о древнегреческих корнях Керчи.

Керченский музей древностей. 1855 г. Рисунок из иллюстрированного издания "L'illustration: jurnal universel". Из фондов ВКИКМЗ.
Керченский музей древностей. 1855 г. Рисунок из иллюстрированного издания "L'illustration: jurnal universel". Из фондов ВКИКМЗ.

5. Идея возвести лестницу принадлежит архитектору Александру Дигби (сыну архитектора Александра Дигби, которого Екатерина II привлекла как одного из специалистов для развития южных губерний). Он же заново отстроил Керчь, которая в начале XIX в. стала одним из лучших городов Крыма. Ее называли "маленькой Одессой". Стиль построек - русский провинциальный классицизм.

В 1835 г. на горе Митридат над могилой градоначальника и археолога Стемпковского (умер в 1832 г.) по его завещанию поставили часовню-памятник. Предполагают, что ее автором тоже был Александр Дигби.

Большая Митридатская лестница.  С открытки начала ХХ века. Из фондов ВКИКМЗ.
Большая Митридатская лестница. С открытки начала ХХ века. Из фондов ВКИКМЗ.
Главная идея Дигби - связать здание Музея древностей, часовню-памятник Стемпковского и городскую
площадь каменной лестницей. В свой проект он вкладывает философский смысл: лестница - это некий мост, который связывает древний город (его символ - здание музея) и новую Керчь, преемницу славы античного города. А чтобы усилить это значение, Дигби украшает лестницу фигурами грифонов.

6. Куда смотрели грифоны? На чертежах Дигби грифоны сидят, отвернувшись, как бы озираясь. Но предполагают, что в итоговом варианте они все же смотрели друг на друга и на тех, кто шел по лестнице.

Фрагмент чертежа лестницы (сверху). РГИА. Рисунок с натуры Н. Г. Чернецова. 1836 г. (снизу). Скрин из VI научного сборника ВКИКМЗ.
Фрагмент чертежа лестницы (сверху). РГИА. Рисунок с натуры Н. Г. Чернецова. 1836 г. (снизу). Скрин из VI научного сборника ВКИКМЗ.

7. Почему, когда смотришь снизу на Большую Митридатскую лестницу, то не создается распространенный визуальный эффект сужения конструкции к верху? Дигби специально построил ее по принципу обратной перспективы: каждый более высокий пролет шире предыдущего. Это была трехъярусная лестница из каменных блоков, украшенная вазами и скульптурами грифонов.

Главная задача - приблизить Музей древностей к центру города, чтобы создать единый архитектурный ансамбль.

Однако это сооружение ждет драматическая судьба.

8. Керчь сильно пострадала во время Крымской войны (1853-1856 гг.) . Город был в оккупации год. Его безжалостно грабили и жгли. Когда в Париже подписали мирный договор, Керчь лежала в руинах.

Досталось и лестнице. Она лишилась большей части скульптурного декора, в том числе были обезображены скульптуры грифонов. Полностью разорили Музей древностей. Сильный урон нанесли самому зданию.

9. Однако Керчь довольно быстро "залечила раны". Ей выделили финансовые субсидии, предоставили льготы, позаботилась о городе и местная администрация. "Но Керчь стала совсем другим городом: купеческим, торговым, деловым, - рассказывает Наталия Небожаева. - И никто уже не думал о единой городской планировке и архитектором стиле. Главным принципом стала целесообразность. И только каменная лестница напоминала о прежней Керчи."

Малая Митридатская лестница (Константиновская)

Малая Митридатская лестница (Константиновская). 2022 г. Фото Анна Карпенко.
Малая Митридатская лестница (Константиновская). 2022 г. Фото Анна Карпенко.

1. В XIX веке в Керчи проживала династия греков по фамилии Константиновы. Им принадлежало немало городской земли, в том числе улица Константиновская (ныне 23 мая 1919 г.).

2. На склоне за нынешней Малой Митридатской лестницей находился артезианский источник на земле Константиновых, которую они подарили городу, страдающему тогда без воды. Из этого источника провели первый водопровод в Керчи.

Мемориальная табличка на Константиновской лестнице. 2022 г. Фото  Анна Карпенко.
Мемориальная табличка на Константиновской лестнице. 2022 г. Фото Анна Карпенко.

3. Середина XIX в. - работы в городе мало. Братья Константиновы решают на свои деньги строить лестницу, предоставляя людям рабочие места. По исследованию Медведевой, в этом месте был очень крутой спуск, по которому невозможно было ходить в непогоду.

Константиновская лестница. Вид со стороны ул. 23 мая 1919 г. 1960-е гг. Из фондов ВКИКМЗ.
Константиновская лестница. Вид со стороны ул. 23 мая 1919 г. 1960-е гг. Из фондов ВКИКМЗ.

Лестница должна была облегчить подъём к кладбищенской Афанасьевской церкви, соединяя две террасы: ул. Греческую (ныне ул. Театральную) и ул. Константиновскую (ныне им. 23 мая 1919 года).

Керчь. Вид с Константиновской лестницы. 2022 г. Фото Анна Карпенко.
Керчь. Вид с Константиновской лестницы. 2022 г. Фото Анна Карпенко.

4. Автор проекта лестницы неизвестен.

Дальше была война

Интересно, что в Великую Отечественную войну Большая Митридатская и Константиновская лестницы в отличие от всего города не сильно пострадали. "В апреле 1944 г. Керчь освободили, - рассказывает Наталия Небожаева. - А уже в октябре на горе Митридат поставили один из первых памятников Победы - Обелиск Славы".

Керчь. Гора Митридат. Обелиск Славы. 2022 г. Фото Анна Карпенко.
Керчь. Гора Митридат. Обелиск Славы. 2022 г. Фото Анна Карпенко.

Большую Митридатскую лестницу надстраивают выше, а полуразрушенные здания часовни-памятника Стемпковского и Музея древностей становятся лишними на этом месте.

Керчь. Гора Митридат. Памятная доска. 2022 г. Фото Анна Карпенко.
Керчь. Гора Митридат. Памятная доска. 2022 г. Фото Анна Карпенко.

В здании Музея древностей одно время будет находиться церковь. Но оно продолжит ветшать. Позже на его месте появится ресторан "Митридат", который не доживет до наших дней.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Обе лестницы пережили две реставрации. Изначально новая часть Большой Митридатской лестницы была выполнена узкой, с неудобными ступенями.

Часть первоначальной лестницы к вершине  горы. Фотография начала 1970-г гг. Из фондов ВКИКМЗ.
Часть первоначальной лестницы к вершине горы. Фотография начала 1970-г гг. Из фондов ВКИКМЗ.

Но в 1980-х гг. старую и новую ее части реконструировали. Установили декоративные вазы, фонари. Новые скульптуры грифонов выполнили скульптор Роман Сердюк в соавторстве с Виктором Будиным и Анатолием Мельником.

По словам архитектора Медведевой, это были сильные, выразительные произведения скульптурного искусства. Их создавали как авторские произведения, учитывая изначальный исторический облик.

Большая Митридатская лестница. Грифон до последней реставрации. Фото из архива автора.
Большая Митридатская лестница. Грифон до последней реставрации. Фото из архива автора.

Историк, краевед Наталия Небожаева вспоминает, что летом 2019 года началась новая кардинальная реконструкция Большой
Митридатской лестницы. Участвовали в ней специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Ставропольского и Краснодарского края.

Завершение второй реконструкции Большой Митридатской лестницы. 2021 г. Фото Анна Карпенко.
Завершение второй реконструкции Большой Митридатской лестницы. 2021 г. Фото Анна Карпенко.

Грифонов снова заменили. На этот раз их создал московский скульптор Андрей Голубев. Они отлиты из особого современного состава: смесь смолы и мраморной крошки. Их вы и увидите сегодня на Большой Митридатской лестнице.

Большая Митридатская лестница. 2022 г. Фото Анна Карпенко.
Большая Митридатская лестница. 2022 г. Фото Анна Карпенко.

КСТАТИ

В Керчи есть еще одна Митридатская лестница - самая молодая из трех и при этом самая разрушенная. Построена она в 80-х гг. XIX в.

Митридасткая лестница в районе городка Водников. Фото Анна Карпенко.
Митридасткая лестница в районе городка Водников. Фото Анна Карпенко.

Находится лестница в районе ул. Свердлова, за остановкой общественного транспорта "Военкомат", если ехать из центра города. Реставрация ее не коснулась.

Это место известно как городок Водников. Его почти 100-летней истории стоит посвятить отдельную статью.

Митридасткая лестница в районе городка Водников. Фото Анна Карпенко.
Митридасткая лестница в районе городка Водников. Фото Анна Карпенко.

Хотите лучше познакомиться с историей Керчи XIX века - обязательно сходите на интересную экскурсию "Керченские маршруты" Наталии Небожаевой. Записаться можно по номеру телефона: +7-978-830-63-94.

Вы помните Митридатские лестницы в Керчи до реконструкций? Знакомы с их историей? Можете поделиться своим мнением об этих достопримечательностях и своими фотографиями лестниц и их декора в комментариях.

Спасибо за ваши обсуждения. Лучшая благодарность автору и рассказчику за познавательный материал о крымской истории - нажать "пальчик вверх". И, конечно, подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые интересные публикации.