Никольский храм в селе Ромашково был построен в 1867 году, став украшением живописной округи реки Чаченки. В конце XVI века Ромашково было вотчиной инокини Марфы – матери первого царя из династии Романовых. С селом Ромашково были связаны судьбы первого предстоятеля Православной церкви в Чехии и Словакии митрополита Елевферия Воронцова и художника Казимира Малевича.
Деревянная Никольская церковь в Ромашково впервые упоминается в переписных книгах начала XVII века. К 1727 году ветхий храм почти обвалился, и по прошению местного священника Михаила Митрофанова церковное начальство разрешило построить в Ромашково новую церковь. Этот второй по времени деревянный храм не сохранился, но на его месте установлен кирпичный столб. Его можно увидеть среди могил в восточной части прицерковного кладбища.
Нынешний каменный храм был построен на средства М. Филиппова, крестьянина П. Павлова и прихожан. Много сил посвятил постройке церкви местный священник Павел Андреевич Добронравов. Надгробный памятник этому священнику сохранился, он находится у алтаря храма. На средства упоминавшегося Филиппова были изготовлены иконостас, каменная ограда и большой колокол.
Расположение Никольской церкви очень живописно, что отмечали многие, кто побывал в Ромашково. Среди них были князь Михаил Михайлович Голицын, адъютант великого князя Сергея Александровича М. Степанов, священник И. Соловьев, и даже дочь Сталина Светлана Аллилуева. В Ромашково у церкви она хотела, чтобы ее похоронили.
Светлана Иосифовна Аллилуева писала в 1963 году:
Вечернее солнце золотит лес, траву. Этот лес – небольшой оазис между Одинцовым, Барвихой и Ромашково <…> Здесь моя родина. Здесь, не в городе, не в Кремле, которого не переношу <…> а здесь. И когда умру, пусть меня здесь и в землю положат, в Ромашково, на кладбище возле станции, на горке – там просторно, все вокруг видно, поля кругом, небо<…> И церковь на горке, старая, хорошая – правда, она не работает и обветшала.
Дочь Сталина умерла в эмиграции в американском доме престарелых в дали от Ромашково. Но живописный уголок привлек внимание художника - автора знаменитого "Черного квадрата" Казимира Малевича. Он был похоронен на опушке леса у дуба примерно в двух километрах от Никольской церкви. С Ромашково и соседней Немчиновкой жизнь художника была связана на протяжении 18 лет.
В Немчиновке жила вторая жена Малевича Софья Рафалович. В 1925 году она скончалась и была похоронена у ближайшей к Немчиновке Никольской церкви в Ромашково. Сам Малевич умер десять лет спустя, и урну с его прахом по завещанию поместили вне кладбища у дуба. Во время Великой Отечественной войны место захоронения было утеряно, поэтому дочь художника Уна Казимировна, устанавливая новый памятник над могилой матери, указала на нем также имя отца. Малевич оказался символически погребенным у Никольской церкви в Ромашково.
Малевич интересовался богословскими вопросами и в 1922 году, в самом начале советской эпохи, опубликовал небольшой труд под названием "Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика". В нем Малевич определял Бога, как абсолютное совершенство, к которому человечество стремится двумя путями: через "церковь" и через "фабрику". Оба пути, по мысли художника, в конечной цели не противоречат друг другу. Свое сочинение Малевич заканчивал словами, выведенными в заголовок:
Бог не уничтожим ничем, раз не уничтожимо существо, не уничтожим Бог. Итак, Бог не скинут.
В селе Ромашково родился в 1892 году выдающийся русский архиерей митрополит Ленинградский и Ладожский Елевферий. В миру его звали Вениамин Александрович Воронцов. Он был сыном священника Никольской церкви села Ромашково протоиерея Александра Михайловича Воронцова.
В 1912 году Вениамин окончил духовную семинарию, а незадолго до революции – академию. В 1916 году он был рукоположен в священный сан и стал служить в Москве в Покровской церкви Марфо-Мариинской женской обители.
В 1923 году отца Вениамина арестовали первый раз, но отпустили. Несколько лет он служил в разных московских церквях, а позже уехал в Ивановскую епархию. В 1929 году священник был арестован второй раз и выслан на север страны. В начале Великой Отечественной войны овдовевший к тому времени отец Вениамин жил в Иваново, где служил в церкви и параллельно работал лаборантом в больнице.
В 1943 году отец Вениамин был неожиданно вызван в Москву. Здесь он принял монашеский постриг с именем Елевферий и принял сан епископа. Владыка Елевферий был послан в Чехословакию, где возглавил экзархат Русской православной Церкви.
В Чехословакии Православная Церковь была воссоздана после освобождения страны от немцев. Советские власти поддерживали православие в Восточной Европе, видя в нем противовес влиянию западной Католической Церкви. Труд созидания поместной Церкви в чужой земле лег на плечи митрополита Елевферия.
Православный экзархат в Чехии и Словакии был собран из разрозненных православных общин разных юрисдикций, а также бывших униатов греко-католиков. Прихожане были настроены по-разному и к Советскому Союзу, и к русскому митрополиту. Разные взгляды на церковные обычаи были у чехов, словаков, русинов и русских. Несмотря на все противоречия, в 1951 году на основе экзархата была создана поместная Православная церковь Чешских земель и Словакии, которая существует и в настоящее время.
А на малой родине митрополита Елевферия в селе Ромашково в эти же годы наступил период церковного запустения. В 1940 году Никольская церковь была закрыта и разорена. В 1941-1954 годах в здании церкви были склад и мельница. Именно тогда в Чехословакии, наоборот, открывали новые православные храмы. Затем многие годы в ромашковской церкви хранили пленки студии "Диафильм" и Центральной студии документальных фильмов.
У алтаря Никольской церкви в Ромашково был погребен в 1937 году архиепископ Бийский и Алтайский Иннокентий Соколов. В 1871 году 25-летний выпускник семинарии Константин Соколов был зачислен в Алтайскую духовную миссию и с тех пор большую часть жизни провел среди коренных народов Алтая. Сначала он женился и служил как "белый" священник, но в 1901 году овдовел и принял иноческий постриг с именем Иннокентий. Известный миссионер народов Алтая Макарий Невский в 1905 году возвел его в сан епископа и дал в управление Бийскую епархию.
В 1915 году владыка Иннокентий скромно отмечал 10-летие своего служения в Бийске. За эти годы православной миссией были крещено более 2000 алтайцев, основано 7 новых станов, велась борьба с появившимся как раз в начале XX века новым, пришедшим на смену шаманизму, религиозным направлением - бурханизмом. Сам епископ Иннокентий говорил о своем служении на Алтае так:
Служение епископское есть не почесть, а действительное служение. Это не отдых, успокоение и услада жизнью, а труд и напряжение, забота, а зачастую, тяжелое огорчение... Блестящая и мягкая святительская одежда имеет жесткую, как власяница, колючую, как терние, и тяжелую, как свинец, подкладку...
В полной мере эти слова сбылись уже в советские годы. Архиепископ Иннокентий, уже в преклонных летах, пережил аресты, ссылки. Свой век он доживал в Подмосковье: сначала в Угрешской обители, потом в селе Котельники, наконец, в Немчиновке. Здесь служил его сын Алексей Соколов. После закрытия немчиновской церкви оба стали служить в Никольской церкви соседнего села Ромашкова. Здесь и скончался мирно проповедник православия на Алтае в 1937 году за несколько дней до ареста его сына. Священник Алексей Соколов был осужден и расстрелян.
Набожностью ромашковских крестьян до революции восхищался публицист И. Соловьев. В номере журнала "Русское обозрение" 1898 года он описал свое паломничество из Москвы в женскую общину при сельце Филимонки Подольского уезда. На обратном пути он остановился в селе Ромашково и был поражен гостеприимностью местных крестьян и их глубокой верой.
Путник стал свидетелем, как глава простого семейства накануне раннего покоса долго молился в углу избы. Он перечислял вслух имена святых и усердно клал земные поклоны. Эта молитва крестьянина заставила священника восклицать:
Как жива и крепка, значит, в нашем народе вера православная! Как хороши наши деревни в духовном отношении!